Закупорка границы
К ноябрю могут быть перекрыты таможенные пункты пропуска
на северо-западных границах России
Финские таможенники предложили временно перекрыть границу с Россией
для движения грузового транспорта. Таким эпатажным способом они решили
привлечь внимание властей двух стран к проблеме многокилометровых пробок
на пунктах пропуска грузов.
Предложение перекрыть границу в интервью финской газете Helsingin
Sanomat якобы озвучил начальник Восточного таможенного округа Финляндии.
По данным издания, ограничивать движение таможня предложила только в
сторону России.
Власти Финляндии опровергли эту информацию. Об этом корреспонденту
"РГ" рассказали в посольстве Финляндии в Москве, объяснив, что, закрыв
транзит товаров, страна обречет себя на транспортный коллапс. Ведь в порты
грузы будут все равно прибывать.
Напомним, что 10-50-километровые пробки на границе России с
Финляндией - событие рядовое. Но осенью, как правило, заторы на таможне
растут еще быстрее. С потоком машин не справляется погранпереход. Час
простоя в пробке фуры из России обходится примерно в 150 евро, для финских
компаний эти расходы составляют 500 евро в сутки. Между тем на очередной
сессии Российско-финляндской межправительственной комиссии по
экономическому сотрудничеству, состоявшейся в конце сентября, было
объявлено, что Россия, Финляндия и Евросоюз намерены вкладывать огромные
средства в развитие пограничной инфраструктуры.
Российско-финский инвестиционный проект предполагает создание так
называемой "зеленой линии", которая позволит сократить прохождение границы
до десяти минут. Проект "зеленая линия" предполагает внедрение единой
системы электронного оформления, возможность обмена информацией, чтобы
сократить время декларирования.
Можно спросить, зачем все менять, если и сейчас все службы на
международных пунктах пропуска работают с компьютерами. Дело в том, что
все страны работают не по единой модели. Российские таможенники до сих пор
дублируют документы в бумажном варианте, а оформление грузов в Финляндии,
Эстонии и Латвии происходит по разному принципу. В результате Эстония
тратит на оформление одной фуры 12 минут, Финляндия - 38 секунд, а Россия
- 22 минуты. Поэтому, кроме внедрения единой системы оформления,
необходимо дать возможность обмениваться информацией. И это значительно
сократит время декларирования.
За аналогичный, сугубо политический проект взялся и Евросоюз. Он тоже
назвал свой проект "зеленой линией". И пытается ввести ее на всей восточной
границе ЕС. Но для того чтобы создать таможенные декларации, которые бы
удовлетворяли таможенников, стоящих по разные стороны шлагбаумов, нужно
менять законодательства, а это процесс небыстрый. При этом, как стало
известно корреспонденту "РГ", в комиссии ЕС обсуждается параллельный
дорогостоящий инвестиционный проект, который предполагает сделать из
пограничных территорий зону отдыха с сетью гостиниц и разного рода
учреждений общественного питания. "Отбивать" же вложенные средства
планируется за счет дальнобойщиков, которые - внимание! - будут стоять в
очередях на границе. Ведь по скоростной "зеленой линии" пойдут только те
перевозчики, которые официально будут признаны благонадежными, то есть с
которыми у таможенников разных стран было меньше всего проблем. А таких
фирм, как пояснили нам в региональном представительстве Ассоциации
международных автомобильных перевозчиков на Северо-Западе России, единицы.
Работникам же тысяч остальных компаний придется отдыхать в приграничных
гостиницах.
Тем временем вопрос об очередях фур на границе поднимут страны
Прибалтики на ближайшем саммите Россия - Евросоюз в Португалии.
Специалисты считают, что в ближайшее время ситуация с пробками не
улучшится. А в ноябре может ухудшиться, поскольку очереди вырастут в связи
с началом доставки грузов для предрождественской торговли.
Российская газета ; 12.10.2007