Уже не страшная граница
Россия ослабила контроль на латвийско–российском КПП, декабрьское напряжение спало.
Конец года в латвийско–российских отношениях прошел под знаком… жутких пробок на границе. Россия, как известно, ввела особый режим контроля за латвийскими перевозчиками. Но все это уже позади — по крайней мере с января усиленный режим таможенного контроля Москвой снят. О причинах "декабрьского кризиса" и о том, что можно ожидать впредь "Вести Сегодня" рассказал торгово–экономический советник посольства РФ в Латвии Евгений Тихонов:
— В минувшем году резко, в три раза, выросла динамика недоставки грузов латвийскими автоперевозчиками на российские таможенные терминалы. Проще говоря, отдельные латвийские автоперевозчики после пересечения российской границы "исчезали", то есть грузы до российских партнеров не доходили — груз "пропадает" и, естественно, растаможивания не происходит, налоги в бюджет РФ не поступают. Для наших латвийских партнеров складывающаяся ситуация не могла быть секретом — сперва в августе, а потом и в октябре Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) направляла латвийской стороне обращения, в которых подробно информировала о поведении латвийских фирм. Однако погашения таможенных задолженностей не происходило. Хочу пояснить читателям: для таможенных служб даже один случай недоставки грузов уже считается чрезвычайным происшествием, здесь же мы имели дело со множеством случаев.
С 15 декабря ФТС была вынуждена ввести дополнительные меры таможенного контроля в отношении латвийских перевозчиков, допустивших наибольшее количество нарушений таможенных правил при перемещении товаров по российской территории.
— Евгений Иванович, а в чем заключался усиленный режим контроля?
— Таможенникам приходилось в каждом случае проверять, действительно ли российская компания ждет тот груз, который перевозит латвийская фура. Когда же машина возвращалась к границе уже с российской стороны, снова проверялось, доставлен ли груз по назначению. На все это уходило довольно много времени, в результате очереди на границе — и с одной, и с другой стороны — росли.
После введения усиленного режима контроля сложившаяся ситуация была обсуждена на заседании рабочей группы межправкомиссии. Руководитель ассоциации перевозчиков "Латвияс ауто" (ЛА) Трезиньш проинформировал о том, что разработан механизм решения проблемы, он также обещал опубликовать список компаний–нарушителей, которые уже лишены лицензий на международные автоперевозки. В конце прошлого года такой черный список был обнародован в местных СМИ. Кроме того, ассоциация перевозчиков оперативно погасила часть задолженности, внесены и предложения в нормативные акты, призванные усилить требования к деятельности латвийских перевозчиков.
Конечно, ФТС понимала, что в результате усиления контроля могут пострадать и законопослушные перевозчики. Поэтому делалось все, чтобы быстрее решить данную проблему. Уже 22 декабря, то есть через неделю после введения особого режима, были введены некоторые упрощения таможенного контроля, а в последний день 2009 года, после получения платежа от "ЛА", ФТС приняла решение о возвращении с 1 января 2010 года к стандартному (обычному) порядку проведения таможенных процедур. То есть с 1 января проблема пробок на границе решена.
— Значит, можно надеяться, что "декабрьский кризис" не повторится?
— Надеяться можно, но главное — не повторять прежних ошибок. Пора уже понять, что существующие стандарты должны соблюдаться, причем не только в рамках Евросоюза, но и в отношении России. Почему–то отдельные граждане и компании считают, что законопослушными нужно быть только в Европе, а в России соблюдать установленные правила вовсе не обязательно.
Те, кто так считают, должны как можно быстрее эти свои взгляды изменить, чтобы больше такие ЧП на границе не происходили. Россия заинтересована в прагматичных торгово–экономических отношениях с Латвией, оперативность разрешения проблемы с автоперевозчиками — тому наглядное подтверждение. О позитивном характере наших отношений свидетельствует и принятое в Москве решение командировать именно в Латвию представителя ФТС. Он должен прибыть в Ригу в ближайшие месяцы и будет постоянно здесь находиться, курируя таможенные вопросы со стороны РФ на всем балтийском направлении. Хочу особо подчеркнуть, что руководство ФТС решило открыть свое представительство именно в столице Латвии.
"Вести Сегодня", № 7.