Таможня упрощает контроль
Главная цель реформы - прозрачность, упрощенность и эффективность таможенного контроля
"Концепция развития Федеральной таможенной службы будет разработана в 2005 году", - об этом на недавнем брифинге заявил замруководителя Федеральной таможенной службы Леонид Лозбенко. Главная цель реформы - прозрачность, упрощенность и эффективность таможенного контроля. Документ планируется представить в Госдуму до второй половины марта.
Как подчеркнул Леонид Лозбенко, "основным принципом концепции станет таможенный контроль в виде сервиса. Работа таможенников должна быть жесткой, но чтобы этого не было видно, чтобы участники ВЭД не жаловались на нас по разным инстанциям".
Работа над концепцией уже началась под руководством Л. Лозбенко. Предусматриваются, в частности, сокращение количества таможенных пунктов, устранение двойного (то есть повторного) таможенного контроля, внедрение систем электронного отслеживания грузов - от границы до региона реализации и т.п. Намечено сократить и количество отраслевых таможенных подразделений, в том числе объединить некоторые из них. Новую схему работы таможенных органов да и самой ФТС планируется ввести в действие не позже 2007 года.
Необходимость упрощения таможенных процедур обозначена, подчеркнем, с 1991 года в экономических соглашениях России почти со всеми соседними государствами, в том числе со странами экс-СССР. Часто вызывает нарекания и деликатность таможенных сотрудников на некоторых погранпереходах. Смежная проблема - сокращение числа пунктов таможенного контроля в сочетании с ускорением таможенных процедур. Кстати, это один из "камней преткновения" с ВТО и Евросоюзом.
В то же самое время объемы нелегального импорта и реэкспорта в Россию не сокращаются, что, по экспертным оценкам, может затруднить быстрое введение упрощенного таможенного режима. Одновременно специалисты некоторых ведомств и региональных таможенных управлений предлагают расширить ассортиментную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ВЭД), ибо до четверти-трети ассортимента товаров и услуг, ежегодно поставляемых в Россию и через Россию, не обозначены в ВЭД. В таких условиях, по мнению Л. Лозбенко, внедрение упрощенных таможенных процедур "должно быть постепенным, продуманным, но не рекордно быстрым".
Между тем реформа уже идет: за счет электронной технологии уже к 2008-2010 годам, по данным ФТС, минимум наполовину сократятся количество таможенных проверок и ассортимент проверяемых товаров.
Менее 10 процентов импортных грузов и 8 процентов экспортных будет проверять российская таможня к началу 2008 года. Как сообщил на недавней пресс-конференции начальник Главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы (ГУИТ ФТС) России Леонид Ухлинов, "такое сокращение в объеме проверяемых грузов произойдет за счет развития информационных технологий. В частности, это станет возможным при помощи системы анализа и управления рисками, которая уже год действует на российской границе". В 2008 году число инстанций, которые будет вынужден проходить участник внешнеэкономической деятельности, может сократиться за счет выборочного контроля экспортеров и импортеров.
Упомянутая система контроля давно отлажена, например, между Бельгией и Голландией, Австрией и Германией, Швецией и Финляндией. Но эти страны давно согласовали не только методы таможенного контроля, но и внешнеторговые пошлины, да и стандарты качества (т.е. сертификаты) товаров и услуг во взаимной торговле. Что касается России, реальное согласование режима и методов таможенного контроля в бывшем СССР имеют место только с Белоруссией и Казахстаном. Но именно через беспошлинный коридор СНГ (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) российский рынок ежегодно получает минимум половину контрабандных товаров и услуг из дальнего зарубежья. На этот же канал приходится по стоимости около трети ежегодного нелегального экспорта из РФ.
Система сквозного электронного контроля, напомним, уже действует на большинстве маршрутов Россия - Финляндия - Швеция (планируется распространить такую систему на Норвегию с Исландией) и Россия - Монголия, что позволило более чем вдвое ускорить таможенные операции с товарами взаимной и транзитной торговли. Но опять-таки это сделано в кооперации с сопредельными государствами.
Очевидно, что требуется упрощение таможенных режимов и процедур, аналогичных российским, и на внешних границах стран - участниц блоков в СНГ. Точнее - на их границах не с Россией и не друг с другом. Переговоры по этим вопросам идут со второй половины 1990-х годов, и, по экспертным оценкам, "общеблоковое" согласование всех таможенных стандартов ожидается не раньше 2008 года.
Российская газета 15.02.05