Таможенные пошлины до неприличия пошлы
С нового года действуют новые тарифы на ввоз иномарок на территорию Таможенного союза. Казахстану повезло меньше всего - для него он вырос в среднем в два раза. Отечественный автопром почти не развит, придется довольствоваться транспортом из России.
Все последние месяцы 2009 года эксперты, экономисты, предприниматели и автолюбители гадали, подсчитывали, прикидывали: что же станет с ценами на автомобили с приходом Единого таможенного союза?
В ноябрьском номере мы поднимали этот вопрос. Аналитики были совершенно уверены в повышении цен, но цифры назвать не могли. Черные дилеры предполагали, что все останется на своих местах. Они надеялись: это очередная беспочвенная болтовня, создаваемая брокерами.
Правы оказались эксперты из Беларуси, которые предположили, что цены поднимутся на 15—20%. Так и произошло.
Цифры не врут
У новых ставок таможенных пошлин есть одно замечательное преимущество — они призваны бороться с ухудшающейся экологической ситуацией в стране. Чем старше импортируемая машина, тем стоимость на ее ввоз увеличивается.
Процентная стоимость пошлины на машины с разным объемом двигателя одинаковая. Но при пересчете «объемных» литров на тенге разница заметна. Так, например, за относительно новое авто с объемом двигателя не более 1000 куб. см придется заплатить 30% от таможенной стоимости, но не менее 1,2 евро за 1 куб. см. А вот за «трехлитрового коня» того же года выпуска — ставка не ниже 2,8 евро за 1 куб. см. Для дизельных автомобилей расценки точно такие же, как для бензиновых.
Растаможка любимого многими алматинцами Toyota Land Cruiser 100 2007 года с двигателем 4,7 литра обойдется примерно в 13 000 евро. Пошлина на не менее популярный в нашем регионе Mercedes E280 1998 года с объемом 2,8 литра будет стоить немного дешевле — около 11 000 евро.
Для официальных дилеров и частных перегонщиков ставки будут одинаковыми.
- Действующим законодательством Республики Казахстан не предусмотрено разграничение для физических и юридических лиц по ввозу автомобилей. Таким образом, ввоз физическими лицами будет осуществляться в общеустановленном порядке, — пояснил министр индустрии и торговли Асет Исекешев.
Время покажет
Если рассматривать нововведения глобально, то идея создания Таможенного союза не плоха. Только вот некоторые неучтенные моменты портят всю картину. Правительство страны хотело позаботиться об экологии наших городов, но ничего не сделало для улучшения уровня топлива, и проблема техосмотра по старинке решается с помощью взятки. Думали, что это поможет развить отечественный автопром. Но о каких казахских авто можно говорить, если единственный в стране усть-каменогорский завод в прошлом году выпустил с конвейера всего 2000 автомобилей на всю страну?
Однако президент завода «Азия Авто» Ержан Мандиев настроен оптимистично. На его взгляд, для многих зарубежных автоконцернов создание локальной производственной базы в Казахстане может стать удобным транспортно-логистическим коридором для выхода на азиатские рынки либо наоборот. А к 2013 году компания планирует запустить завод на 120 000 автомобилей в год. Правда, в начале января она допустила дефолт по облигациям на KASE.
Аскар Ешимов гоняет подержанные японские машины. Для него новый год начался с грустных новостей — снижение ввозимой цены на подержанные автомобили просто необходимо, иначе их стоимость будет настолько высока, что покупатели, скорее всего, пойдут в автосалоны. Но в интервью газете «Взгляд» он поделился и хорошей информацией:
- Что касается подержанных авто, то на первое время привезенных запасов хватит на всех. Достаточно много машин было пригнано за последние два года. Но в связи с экономическим кризисом продажи у нас шли очень плохо. С уверенностью могу сказать, что на полгода, а может быть, и дольше, товара, завезенного еще по старой растаможке, хватит. Это не остановит роста цен. Ажиотаж уже начинается, и цены, хоть и незначительно, уже выросли буквально за неделю.
Независимый автоэксперт Диаз Абылкасов считает, что послепраздничное повышение цен —временное явление:
- Когда психологический фон спадет, цены опять должны понизиться, так как спрос сейчас многократно отстает от предложения. А количество импортированных ранее и нераспроданных подержанных машин велико. Это же касается и новых авто от официальных дилеров. Но когда через несколько лет эти запасы иссякнут, смысла ввозить подержанные авто уже не будет. Овчинка не стоит выделки. Правда, как всегда, есть обходные пути. Например, можно будет по уже известной схеме разбирать подержанные машины, ввозить в качестве запчастей и собирать уже на месте. Это практикуется в России.
Налогом едины
Напомним, что Казахстан, Россия и Беларусь с 1 января 2010 года в рамках союза начали применять единый тариф. Все полномочия по формированию тарифа были переданы наднациональному органу — комиссии Таможенного союза. Российские машины будут беспошлинно ввозиться в Казахстан и Беларусь, если их промышленная сборка достигла 30% локализации. Таким же образом будут экспортироваться наши машины в соседние страны.
В интервью газете «Казахстанская правда» за несколько дней до вступления страны в союз премьер-министр Карим Масимов сказал, что значительного роста цен на новые автомобили не предвидится. Подержанные авто если и подорожают, то ненамного, потому что именно они влияют на ценообразование всей линейки.
- Низкий спрос в Казахстане на подержанные авто из Европы или США из-за их высокой стоимости ввиду больших импортных пошлин будет, во-первых, стимулировать продавцов максимально снижать издержки и торговую наценку, которая, по некоторым прогнозам, может достигать двух и более раз. Во-вторых, инвесторам — производителям автомобилей будет представлен широкий, почти 200-миллионный рынок для вложения средств в развитие тех же автосборочных производств на территории стран Таможенного союза, — пояснил премьер.
Деловая газета "Взгляд" №01 (137) от 15 января 2010 года