Российские водители не въехали в таможенные правила
Несколько сотен фур образовали затор у пункта пропуска "Пограничный-автомобильный" через российско-китайскую границу в Приморском крае. Многие водители вынуждены ночевать в своих автомобилях в 10-градусный мороз. Очередь образовалась из-за новых правил досмотра грузов, которые с 11 января введены по инициативе китайской стороны. Российская сторона не исключает, что правила досмотра китайцы ужесточили в ответ на более строгие правила ввоза беспошлинных товаров в Россию.
У пропускного пункта "Пограничный-автомобильный" в Приморском крае уже несколько дней стоит многокилометровая очередь из большегрузных автомобилей. По словам водителей, очередь у китайской границы появилась 11 января, и с тех пор она увеличивается с каждым днем. Как сообщили в пресс-службе пограничного управления ФСБ РФ по Приморью, причиной скопления автомашин в Пограничном районе Приморского края стали новые правила досмотра грузов, введенные китайской стороной.
По словам руководителя пресс-службы Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Полины Стецуренко, в прошлом году каждый российский грузовой автомобиль досматривался китайскими пограничниками в течение примерно 20 минут, а теперь досмотр одного автомобиля продолжается до 1,5 часа. При этом китайская сторона запускает на свою сторону для оформления строго по одному грузовику, тогда как раньше запускали по несколько, чтобы не создавать очередь. Свои действия китайские пограничники и таможенники объясняют необходимостью более тщательного досмотра ввозимых грузов.
Через пункт пропуска "Пограничный-автомобильный", который находится примерно в 200 км от Владивостока, проходит наиболее интенсивный грузопоток — в среднем около 100 фур в сутки. Теперь китайская сторона пропускает за сутки максимум 40 автомобилей. Многие водители вынуждены ночевать на границе в своих автомобилях в 10-градусный мороз.
В пограничном управлении ФСБ по Приморскому краю "Ъ" рассказали, что по инициативе российских пограничников на линии границы была проведена представительская встреча с их китайскими коллегами из пункта пропуска "Суйфэньхэ". "Российская сторона проинформировала своих зарубежных коллег о создавшейся ситуации,— рассказали в управлении.— Представители китайской стороны пообещали сделать все возможное, чтобы создавшаяся проблема была как можно скорее разрешена".
Российская сторона не исключает, что ужесточение таможенной политики Китая стало ответом на меры ДВТУ по контролю челночного бизнеса. С ноября 2008 года российская таможня ввела ограничение на беспошлинный ввоз товаров в сопровождаемом багаже с 50 кг до 35 кг. В результате, по данным управления иммиграционного и карантинного контроля северо-восточной провинции Китая Хэйлунцзян, число пересечений государственной границы китайскими торговцами через пункт "Суйфэньхэ" в 2009 году сократилось на 60,15% — до 660 475 человек. А по словам мэра города Суйфэньхэ Фу Яньчэня, товарооборот в городе сократился на $220 млн.
Коммерсантъ; 19.01.10