Призрак двойного контроля
Фантом предотгрузочнои инспекции пугает бизнес
В Центре международной торговли в Москве прошел круглый стол по вопросам, связанным с возможным введением института предотгрузочнои инспекции (ПОИ) для товаров, импортируемых в Россию. Предполагалось обсудить разработанный Минэкономразвития проект правительственного постановления об этой инспекции, который был подготовлен в соответствии с Федеральным законом Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности (вступил в силу 18 мая прошлого года). Однако оказалось, что итоговый вариант документа, вызвавшего много споров, до сих пор согласовывается во властных структурах.
Из выступления представителя МЭРТ Ильи Бибнева стало ясно, что размещенный на интернет-сайте проект постановления с рабочим названием Положение о предотгрузочнои инспекции не в полной мере соответствует тому варианту, который ушел в аппарат правительства России. Более того, представитель министерства не смог толком объяснить в каком виде проект находится теперь. По его словам, в последний раз он сам видел документ в августе прошлого года, перед отсылкой в Белый дом, а с тех пор проект постановления претерпел ряд корректировок. Так что обсуждать пришлось, по выражению некоторых участников круглого стола, фантом .
Тем не менее состоявшаяся дискуссия оказалась интересной и полезной. По ее итогам организатором круглого стола - представительством Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в СНГ - будет подготовлен и разослан в соответствующие инстанции обобщенный документ. Глава представительства Игорь Рунов выразил надежду, что эта акция поможет правительству принять правильное решение по поводу введения предотгрузочнои инспекции.
ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПОТЕРИ
Надо сказать, что еще в последние месяцы прошлого года представительством IRU в СНГ уже предпринимались попытки приостановить возможное введение предотгрузочнои инспекции для импортируемых в Россию товаров. Накануне Нового года премьеру-министру Михаилу Фрадкову было направлено письмо четырех - IRU, Ассоциации европейского бизнеса в России, Союза немецкой экономики в РФ, Консультативного совета по иностранным инвестициям, в котором они выразили свою озабоченность в связи с предстоящим новшеством. Поскольку ответа на письмо не последовало, в начале нынешнего года была сделана очередная попытка достучаться до властных структур.
Судя по списку участников круглого стола в Центре международной торговли, введение ПОИ затрагивает интересы очень многих компаний и организаций. На форум приехали представители российских и иностранных бизнес-ассоциаций, иностранных посольств и крупнейших производителей товаров, импортеров. Понятно, что большинство выступающих были недовольны тем, что столь важный подзаконный акт разрабатывался и проходил согласование в различных ведомствах келейно, без широкого обсуждения с деловыми кругами. Нынешняя судьба документа тоже никому не известна.
А суть проблемы состоит в следующем. Если постановление правительства будет подписано, то импортируемые в Россию товары будут проходить двойной контроль - сначала иностранной инспекционной компанией на таможенной территории страны-экспортера или в месте производства товара, а потом, как обычно, на российской таможне. Предполагается, что процедурой ПОИ будет охвачено порядка 500 групп товаров -от мяса, чая и лекарств до электрооборудования и мебели.
Таким образом, под удар попадает практически весь спектр потребительских товаров. В компетенции предотгрузочной инспекции - контроль качества и количества товаров, их цен (включая их финансовые условия), а также присвоенного товарам кода для целей их таможенного оформления. Продолжительность процедуры предотгрузочного контроля не должна превышать трех рабочих дней. Стоимость услуги - один процент от стоимости импортируемых товаров.
Заявленные цели нововведения ( в соответствии с интернетовской версией проекта) - защита прав и интересов потребителей и противодействие недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Россию товарах, в частности в целях занижения таможенной стоимости.
Выступившая 20 декабря прошлого года в поддержку введения ПОИ Российская газета в качестве главного аргумента привела оценочные данные Международного валютного фонда, согласно которым федеральный бюджет России ежегодно недополучает более 6 миллиардов долларов таможенных платежей. Сопоставление статистических данных за 2003 год по импорту товаров в Россию из ЕС и экспорту в нашу страну показало занижение стоимости российского импорта на 13,6 миллиарда долларов. То есть более 4 миллиардов долларов российский бюджет недополучает только на европейской торговле. Аргумент, на первый взгляд, сильный, но, как показало обсуждение на круглом столе, мало кого убедивший.
ЛЕЧАТ ОТ БОЛЕЗНИ, КОТОРОЙ НЕ БОЛЕЕМ
Анализируя ситуацию, возникшую в связи с возможным введением ПОИ для импорта в Россию, заместитель генерального директора Московской международной бизнес-ассоциации Евгений Полуэктов выразился следующим образом: мы находимся в положении, когда нам навязывают некий инструмент, который создан не для нас, по сути нас пытаются лечить от болезни, которой мы не болеем .
Начальник отдела Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса РФ Александр Забоев напомнил, что механизм предотгрузочной инспекции разработан в 60-е годы прошлого века специально для развивающихся стран и по их просьбе. По данным Секретариата ВТО, сегодня его используют порядка 40 государств, половина из которых имеет наименее развитую экономику, и у них просто нет средств на содержание таможни. А у нас, как подчеркнул профессор Всероссийской академии внешней торговли Ипполит Дюмулен, таможенная служба имеет вполне приличный бюджет, в ее рядах трудятся свыше 60 тысяч человек. В минувшем году она собрала таможенных платежей более, чем на триллион рублей, в нынешнем году план еще более напряженный. То есть особой необходимости в введении ПОИ у нас нет.
Примерно в таком же плане по данному вопросу высказался и исполнительный директор Союза производителей и импортеров Борис Фантаев. По его словам, российская таможня в принципе решает поставленные перед ней задачи. Другое дело, что использованы еще не все резервы для совершенствования работы, о чем говорил на недавней пресс-конференции руководитель ФТС Александр Жерихов. Но, конечно же, совершенствование это надо осуществлять не путем введения ПОИ. Тем более что международная практика свидетельствует: процедура предотгрузочной инспекции часто используется национальными правительствами не только для пополнения госбюджета, но и для защиты отечественных товаров от импортных. А это входит в противоречие с общей политикой ВТО, направленной на либерализацию внешнеэкономических связей. Странам, которые готовятся к вступлению в эту международную организацию, не следует об этом забывать. К тому же, проводимый в последние годы в России курс на либерализацию внешнеэкономических связей уже приносит свои плоды. По мнению Игоря Рунова, с таможенной службой стало не только возможно, но и в ряде случаев даже приятно работать .
ЗА НЕДОВЕРИЕ РАСПЛАТИТСЯ ПОТРЕБИТЕЛЬ
По мнению некоторых участников круглого стола, введение предотгрузочной инспекции на деле означает недоверие правительства к компаниям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, и к собственной таможенной службе. Расплачиваться же за такое недоверие придется простым потребителям. Это, в частности, подтверждает и негативный опыт введения ПОИ в Молдавии и Грузии пару лет назад. В Молдавии, например, эта мера привела к росту потребительских цен в среднем на 2-3 процента. Увеличились также накладные расходы импортеров и транспортных компаний - в Грузии почти на 2 процента.
В результате оба государства от сомнительного новшества решили отказаться.
Россия, похоже, стремится наступить на те же грабли. Срок проведения процедуры ПОИ, согласно закону, не более трех рабочих дней. Это сопоставимо со сроком доставки товара из стран Евросоюза в Россию. Добавим к этому 3 дня на таможенное оформление по Таможенному кодексу РФ. В результате, эксперты прогнозируют потери транспортных компаний за счет продления сроков доставки, простоев, расходов на дополнительные разгрузку и погрузку товаров при досмотре в размере 100-120 миллионов долларов в год. Расходы импортеров будут в несколько раз выше. Газета Бизнес , например, приводит мнение Бориса Фантаева - 1 миллиард долларов. Впрочем, определить размеры потенциальных потерь сегодня не сможет никто. Ясно одно: в конечном итоге за все придется расплачиваться потребителю, при этом пострадают как всегда самые социально незащищенные граждане.
БАРЬЕРЫ СТАНУТ ВЫШЕ
Если предотгрузочная инспекция будет введена, это будет шаг назад на пути либерализации внешней торговли. По мнению Ипполита Дюмулена, с введением ПОИ значительно усложнится бюрократическая сторона таможенного оформления. По федеральному закону о государственном регулировании внешней торговли импортер обязан представить сертификат о прохождении предотгрузочной инспекции. Без него таможенный орган не примет таможенную декларацию. С другой стороны, для таможенника этот документ -всего лишь предварительная информация о количестве, качестве, цене и коде товара. А поскольку решение о выпуске товара он принимает лично и несет за это решение уголовную ответственность, то на границе вступает в силу обычная таможенная процедура с досмотром и прочими формальностями.
Более того, как отметил начальник юридического отдела Союза немецкой экономики в РФ Григорий Таланов, одно из положений нового Таможенного кодекса предусматривает, что если в момент таможенного оформления не хватает какого-нибудь документа, то по мотивированному заявлению декларанта начальник таможни обязан выпустить товар. А импортер в течение последующих 45 дней обязан представить недостающие документы. Проект правительственного постановления о ПОИ такую возможность практически исключает. То есть от чего мы пытались убежать все эти годы, мы теперь к этому вновь возвращаемся.
БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ В ЧАСТНЫЙ КАРМАН
Оживленную дискуссию вызвала и предполагаемая система оплаты (один процент от стоимости импортируемых товаров) процедуры предотгрузочной инспекции. Размер такой оплаты, по мнению Григория Таланова, должен быть экономически обоснованным, поскольку разные товары требуют разных подходов и степени сложности проведения контроля. Это особенно важно, поскольку предполагаемое нововведение носит не добровольный, а
обязательный характер.
По мнению профессора Дюмулена, в случае введения ПОИ могут возникнуть правовые коллизии. 28-й статьей Федерального закона Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности и готовящимся постановлением правительства предусмотрено одновременно с введением ПОИ
соответствующее понижение таможенных пошлин на товары, в отношении которых будет применяться эта процедура. В результате изменится направление потока бюджетных средств: то, что прежде в качестве таможенных платежей поступало в фе деральный бюджет, потечет в карман частной инспекционной компании. Два закона вступают в коллизию - закон о госрегулировании внешнеторговой деятельности и бюджетное законодательство, которое такие вещи не разрешает.
В будущем, по словам того же Дюмулена, может возникнуть еще одна коллизия. Как только Россия присоединиться к Всемирной торговой организации, ставки ее ввозных пошлин будут связаны, просто так понизить ставку пошлины на какой либо товар уже будет нельзя, так как это запрещено правилами ВТО. Каждый раз необходимо будет проходить для этого специальную процедуру. По мнению Ипполита Дюмулена статья 28 расходится с Соглашением ВТО о предотгрузочной инспекции по целому ряду направлений. Ее в случае присоединения к ВТО придется редактировать.
КТО СТАНЕТ ИНСПЕКТОРОМ
Предполагается, что инспекционная компания будет выбираться на конкурсной основе, тем не менее, в прессе в качестве главного кандидата уже достаточно определенно называется швейцарская компания Societe Generale de Surveillance (SGS).
Германия - крупнейший торгово-экономический партнер России, ежедневно с ее территории отправляется огромное количество грузовиков с товарами для нашей страны. Естественно, что введение ПОИ затронет ФРГ в большей степени, чем другие государства-экспортеры. В этой связи Григорий Таланов озвучил мнение немецких предпринимателей и специальных экспертов, которые осуществляют в Германии предотгрузочную инспекцию на добровольных началах (преимущественно для целей страхования ответственности при морских перевозках).
Они считают, что справиться с таким объемом работы не по силам отдельно взятой компании в те сроки, которые предусмотрены статьей 28 Федерального закона Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности . Что касается вышеназванной швейцарской компании (кстати, крупнейшей среди подобных организаций), то Григорий Таланов заявил буквально следующее: учитывая численность сотрудников SGS в Германии, у меня вызывает большие сомнения, что они будут в состоянии ежедневно находится в том месте, где осуществляется загрузка очередного следующего в Россию грузовика .
Это сомнение тем более справедливо, что товар идет очень разный. По словам директора компании Союзэкспертиза (которая функционирует на рынке услуг по тестированию уже много лет) г-на Сенчукова, для того чтобы дать безукоризненное заключение о количестве, качестве и комплектности товарной партии, необходимо произвести стопроцентный досмотр, к тому же, нельзя не учитывать, что высокоточное оборудование и ширпотреб требуют совершенно разных подходов в тестировании и участия различных специалистов. Кроме того, директор Союзэкспертизы высказал опасение, что компания, которая получает плату за свои услуги в процентах от стоимости товара, будет стремиться эту стоимость завысить.
ПРОПУСК НА ЗЕЛЕНУЮ УЛИЦУ
Своими сомнениями с участниками круглого стола поделился и вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Алексей Васильков. Поскольку предполагается, что процедура предотгрузочной инспекции будет проходить заранее на территории экспортера и даже, при определенных обстоятельствах, в месте производства товара, то, когда автомобиль будет приезжать на погрузку, у импортера или отправителя груза сертификат о прохождении процедуры ПОИ должен быть уже на руках. Но в таком случае у перевозчика не будет уверенности в том, что записи в сертификате, в полной мере будут соответствовать тому, что окажется в машине. У перевозчиков уже есть такой опыт, когда импортеры под видом одного товара отправляли другой.
Поэтому, сказал Алексей Васильков, мы с пониманием относимся к заявлениям таможенников о том, что, несмотря на сертификат, они по-прежнему будут вскрывать грузовики и проводить досмотр товаров, если существует риск нарушения таможенных правил. В таком случае от введения ПОИ никакого эффекта не будет. По мнению представителя АСМАП, серьезным недостатком проекта постановления является тот факт, что в нем не прописана мера ответственности инспекционной компании. Кто будет отвечать, если на границе обнаружатся расхождения между записями в сертификате о прохождении ПОИ и реальным грузом? Перевозчик? Импортер? Инспекционная компания? Алексей Васильков считает, что эту проблему необходимо обсудить с таможенниками и внести соответствующие коррективы в документ.
Поскольку конкретный порядок выдачи сертификата пока не известен, вице-пре зидент АСМАПа предложил свой. Сертификат необходимо выдавать водителю при погрузке, на которой обязательно присутствует инспектор, осуществляющий предотгрузочный контроль. При этом сертификат должен быть оформлен на конкретную партию товара, которая будет перевозиться на данном грузовике. После погрузки инспектор опечатывает машину. Сертификат в таком случае может служить своеобразным пропуском с тем, чтобы грузовик без дополнительных досмотров прошел таможенное оформление на границе и без задержек отправился к месту назначения. Тогда ПОИ будет иметь какой-то смысл -ускорять движение товара к потребителю. И импортерам, и перевозчикам будет ясно, ради чего они тратят свои средства, оплачивая услуги инспекционной компании.
Эту точку зрения поддержал Ипполит Дюмулен. Он предложил, чтобы таможня при наличии сертификата о прохождении ПОИ взяла на себя обязательство оформлять такой груз не за три дня, а в считанные часы.
Григорий Таланов привлек внимание собравшихся к процедуре урегулирования споров. Согласно проекту правительственного постановления, импортер товара, несогласный с результатами предотгрузочной инспекции, в праве его обжаловать. Причем жалоба подается в орган той же предотгрузочной инспекции. Образно говоря, зайца заставляют жаловаться волку на то, что он собирается его, зайца, съесть.
Своим подзаконным актом государство вынуждает вступать в гражданские правовые отношения два юридических лица - российское (импортер) и иностранное (инспекционная компания). Логичнее оставить за российским импортером право обращаться в суд.
НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ ОПЫТ ТАМОЖНИ
Многие участники круглого стола высказывали свое недоумение по поводу сдержанной позиции Федеральной таможенной службы России в отношении возможного введения процедуры предотгрузочной инспекции. Хотя кто-то отнесся к такой позиции с пониманием, учитывая новый статус службы и ее подчинение Минэкономразвития.
С другой стороны, как заявила представитель Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ) Марина Иллензеер, игнорировать на копленный таможней опыт тоже нельзя, тем более что в проекте постановления о ПОИ роль таможенных органов никак не прописана. Что, например, делать, если импортер и инспекция согласны между собой, а таможня нет? Куда обращаться в такой ситуации импортеру? Как в таком случае должен поступать таможенный орган? Позиция АЕВ, пословам Марины Иллензеер, заключается в том, чтобы и организаторы дискуссий по предотгрузочной инспекции, и Минэкономразвития активнее подключали таможенную службу к обсуждению и подготовке соответствующего постановления. Когда его подпишет премьер Фрадков, последствия могут быть необратимыми.
ДИСКУССИИ ПЕРЕНЕСУТ В ГОСДУМУ
Ведущий специалист МЭРТ Илья Бибнев, выполнявший миссию представителя этого министерства на круглом столе по ПОИ и являющийся одним из разработчиков обсуждаемого проекта, упорно пытался избежать конфронтации. На упреки в отсутствии гласности он отвечал собравшимся, что Минэкономразвития всегда готово к конструктивному диалогу с бизнесом по вопросам ПОИ.
Он также заверил, что даже если проект будет подписан Фрадковым, то понадобится еще не менее года для того, чтобы разработать механизм его реализации. С этой целью необходимо подготовить целый ряд нормативных актов, которые будут непосредственно регламентировать процедуру проведения предотгрузочной инспекции, порядок рассмотрения споров между таможней и инспекционной компанией, порядок проведения конкурса по выбору фирмы для проведения ПОИ. Необходимо будет также подготовить перечень товаров, которые должны будут проходить предотгрузочный контроль.
Несмотря на примирительный тон представителя министерства, выступающие неоднократно возвращались к предложению консолидировать позиции различных бизнес-ассоциаций по вопросам ПОИ и подготовить совместную программу по более активной защите интересов предпринимателей от негативных последствий введения предотгрузочного контроля.
В этой связи заместитель руководителя аппарата комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Дмитрий Криницкии проинформировал собравшихся, что на недавнем расширенном заседании этого комитета рассматривались проблемы совершенствования законодательства в области таможенного дела и внешнеэкономической деятельности. Обсуждалась там и тема ПОИ. На том же заседании принято решение о создании экспертного совета. Планируется, что на своем ближайшем заседании он также обсудит вопросы, связанные с введением предотгрузочного контроля.
В заключение Дмитрий Криницкии предложил провести следующий круглый стол, посвященный ПОИ, в комитете Госдумы. Возражений это предложение ни у кого не вызвало. Глава представительства IRU в СНГ Игорь Рунов заявил: учитывая актуальность темы, круглый стол должен состояться не позднее начала марта. Для участия в нем будут приглашены представители Минэкономразвития, департаментов правительства России и Федеральной таможенной службы, а также депутаты Госдумы, которые захотят по этой проблеме высказаться. Планируется также, что к этому круглому столу будут подготовлены обобщенные предложения бизнес-сообщества.
"Виртуальная таможня" по материалам журанала "Таможня"