Платный сыр
В ближайшее время могут измениться ввозные таможенные пошлины на импортные сыры. Молочный союз России и Росживотноводсоюз предложили правительству ввести единую пошлину для всех видов сыров, при этом оставить адвалорную ставку на уровне 15%, а специфическую составляющую увеличить с 0,3 евро до 0,7 евро за килограмм. Если это произойдет, килограмм импортного сыра подорожает в среднем на 60 рублей.
Если изменятся пошлины, цены вырастут
В России едят гораздо меньше сыра, чем в Европе. Для сравнения: французы поглощают до 20 кг сыра в год, а россияне - всего 2 кг. Разрыв может стать еще большим, если из-за роста таможенных пошлин импортные сыры подорожают. Дело в том, что Росживотноводсоюз и Молочный союз России в начале февраля предприняли очередную попытку изменить ввозные пошлины на сыры и внесли в правительство РФ предложение о введении единой пошлины на весь импортный сыр. Они предлагают сохранить действующую адвалорную (процентную) ставку импортной пошлины на уровне 15%, а специфическую составляющую (твердую ставку) увеличить с 0,3 до 0,7 евро за килограмм.
Напомним, что ранее Росживотноводсоюз настаивал на ужесточении правил ввоза только тех видов импортных сыров, производство которых налажено и в России. Причем в первую очередь под удар должны были попасть дешевые сорта импортного сыра: планировалось увеличить адвалорную ставку с 15 до 30%. По сравнению с последними предложениями прежние выглядят вполне невинно.
Стремление российских производителей закрыть "окно в Европу" объяснимо. Так, до 2000 года импорт сыров в Россию составлял не более 20% от объема внутреннего производства, затем последовал всплеск объемов импортных поставок, и к 2004 году доля импортной продукции возросла до 40%. В условиях острой конкуренции отечественным сыроделам приходится пользоваться защитными механизмами.
Мнением потребителей импортного сыра, как водится, никто не поинтересовался. Между тем, если новые правила будут введены, килограмм привозного сыра подорожает в среднем на 60 рублей.
Кстати, за последние полгода из-за частичной отмены государственных дотаций для западных производителей сыры "Гауда" и "Эдам" уже подорожали в рознице на 15-17 рублей за килограмм.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, Федеральная таможенная служба, Минсельхоз уже поддержали предложения молочников. Теперь дело за правительством.
Объем российского сырного рынка
По данным Молочного союза России, в 2003 году объем рынка сыра составил примерно 510 тысяч тонн, из которых 319 тысяч тонн пришлось на твердые сыры, 160 тысяч - на плавленые, 16 тысяч - на рассольные и 15 тысяч - на мягкие.
В Молочном союзе ГАЗЕТЕ сообщили, что данные за 2004 год в настоящее время анализируются, но, по предварительным данным, рынок "подрос" приблизительно на 10% - до 560 тысяч тонн.
Среди российских производителей сычужных сыров в 2003 году (это последние официальные данные) лидерами стали ТНВ Сыр Стародубский (Брянская область) и ОАО Можгасыр (Удмуртская Республика), которые изготовили по 5 тысяч тонн.
За ними вплотную идут ОАО Сыркомбинат Калининский (Краснодарский край) и ФЛ ОАО Казанский молочный комбинат (Республика Татарстан) - по 4 тыс. тонн. ОАО Молочный завод Гиагинский (Республика Адыгея) произвело 3 тыс. тонн сыров.
Лидером по производству плавленых сыров в 2003 году стало АОЗТ Янтарь (Воронежская область), изготовившее 35 тысяч тонн продукта, на втором месте - компания ОАО Татарстан Сэтэ (Республика Татарстан), которая произвела 11 тысяч тонн. Далее идут подмосковное ООО Хохланд Руссланд (8 тысяч тонн), ОАО Рязанский завод плавленых сыров (6 тысяч тонн) и ЗАО Московский завод плавленых сыров Карат (5 тысяч тонн).
Кто поставляет в Россию сыры
Расклад сил на рынке, по данным Молочного союза России, за прошлый год практически не изменился.
По итогам же 2003 года лидером среди импортеров стала Украина (она поставила в РФ 57 тыс. тонн сыров), за ней - Германия (53 тыс. тонн), на третьем месте Финляндия (15 тыс. тонн), на четвертом - Литва (10 тыс. тонн). Голландия поставила в Россию 8 тыс. тонн, Польша - 6 тыс. тонн, Франция - всего 3 тыс. тонн.
Газета 18.02.05