Казбек Тайсаев: Проблему очередей на российско-абхазской границе будем решать комплексно
В сентябре в Сухуми на очередном заседании российско-абхазской межпарламентской рабочей группы по взаимодействию в законотворчестве, сближению законодательств и упрощению коммуникации должны прозвучать предложения по совершенствованию порядка пересечения границы двух стран. Обсуждается, в частности, возможность въезда в Абхазию для граждан РФ по предъявлению внутреннего российского паспорта пограничникам без прохождения дополнительных процедур контроля. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал сопредседатель рабочей группы, первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Казбек Тайсаев.
- Казбек Куцукович, почему вдруг возникли такие трудности с перемещением туристов через российско-абхазскую границу?
- В этом году туристический поток из России в Абхазию вырос в разы, и он будет продолжать расти высокими темпами. Это вполне объяснимо — солнечная страна на северо-западе Кавказа заменила россиянам отчасти курорты Крыма и некоторые зарубежные направления. Большой поток туристов создал длинные очереди на погранично-пропускном пункте «Псоу» и заметно увеличил время прохождения всех установленных законодательством процедур.
Для упрощения условий пересечения российско-абхазской границы по инициативе председателя Госдумы Вячеслава Володина и главы Комитета Госдумы по делам СНГ Леонида Калашникова была создана межпарламентская рабочая группа с участием министерств и ведомств. И по ее инициативе уже были приняты важные решения. На пограничный переход между Россией и Абхазией погранслужба дополнительно прикомандировала достаточное число сотрудников, было увеличено количество точек досмотра.
Также этим летом ввели максимально упрощенный порядок пересечения границы для российских туристов, которые въезжают в республику на туристических автобусах, — их досматривают без очереди. Через пункт пропуска ежедневно проходят не менее 62 тысяч путешественников и до 20 тысяч единиц автотранспорта. По инициативе Минтранса на погранпункте оборудованы дополнительные места для автотехники и дополнительная полоса для пересечения границы.
И тем не менее проблема очередей на погранпункте остается. Более того, предстоящие строительные работы по модернизации перехода «Псоу» создадут дополнительные препятствия для прохождения через границу. И кстати, сколько бы мы ни проводили реконструкцию этого погранперехода, у него есть предельные возможности по пропуску людей и авто, а количество туристов все увеличивается. Поэтому надо кардинально решать эту проблему. Вместе с коллегами из Абхазии, думаю, нам надо обратить внимание на максимальное облегчение всех формальных процедур, связанных с переходом границы.
- Какими же, на ваш взгляд, должны быть эти процедуры?
- Максимально упрощенными. Сейчас мы в комитете обсуждаем возможность введения на законодательном уровне такого же пропускного режима на границе России и Абхазии, который действует на погранпереходе между Россией и Белоруссией. Там упрощенная форма пересечения границы — граждане России и Белоруссии показывают свои внутренние паспорта пограничнику и спокойно пересекают границу без всякого дополнительного контроля. По трассе ездят специальные передвижные таможенные посты — они могут по дороге остановить машину, проверить. Но на самом погранпереходе — облегченный пропускной режим.
В то же время на границе с Абхазией каждый путешественник должен лично подойти к окошку на КПП, его паспорт должны сверить с компьютерной системой, затем он должен пройти таможенный контроль. И сделать это дважды: на российской и на абхазской стороне.
Понятно, что мы находимся в особых правовых условиях с Белоруссией в рамках Союзного государства. И может быть, юридически не совсем корректно переносить этот опыт на погранпереход «Псоу»… Но тем не менее рассмотреть такую возможность необходимо.
Мы продолжим оказывать народам Южной Осетии и Абхазии всю необходимую помощь
- Что нужно сделать для реализации этой идеи?
- Прежде всего для этого нам необходимо гармонизировать законы России и Абхазии. И здесь есть вопросы к абхазской стороне — они тоже должны провести определенную работу и привести свое законодательство в соответствие с российским. Мы договорились следующее заседание рабочей группы провести в Сухуме в конце сентября — начале октября и обсудить все эти вопросы. Сейчас мы дорабатываем свои предложения и внесем их на рассмотрение комитета, а потом на рассмотрение руководства Госдумы. И я думаю, к тому времени какой-то алгоритм серьезного решения постараемся подготовить.
- Этих норм будет достаточно?
- Нет, здесь вообще нужен целый комплекс мер. Важно решать проблемы, не только связанные с погранпереходом «Псоу», но и с железнодорожным переездом. Там сейчас есть только одна ветка, по которой в сутки проходят четыре поезда. Если бы мы построили вторую ветку, это бы позволило увеличить пропускную способность ж/д переезда. Такие предложения мы тоже готовим. Поднимаем вопросы и о возобновлении эксплуатации аэропорта в Сухуме. Для этого надо провести большую работу по его реконструкции. Власти Абхазии рассчитывают на поддержку России в запуске международного авиасообщения с Сухумом к 2024 году.
Также мы обсуждаем сегодня и вопросы расширения возможностей морского сообщения между Россией и Абхазией. В своей рабочей группе мы готовим большой комплексный подход к решению этих задач.
И Россия, и Абхазия заинтересованы в том, чтобы все существующие барьеры для прохождения через границу были убраны. В Абхазии есть невероятно красивые места для отдыха. И я уверен, что россияне должны иметь возможность беспрепятственно пользоваться этой красотой.
Кроме того, не стоит забывать, что после окончания туристического сезона наступает «мандариновый». Из Абхазии начнут везти в Россию цитрусовые, без которых невозможно представить себе новогодний стол. И сегодня нужно сделать все для того, чтобы грузовые машины беспрепятственно проходили пограничный пропускной пункт. Этот вопрос также будем обсуждать в нашей рабочей группе.