Казахский эксперт: Таможенный союз - это СССР восстал из пепла
Таможенный Союз можно сравнить с Советским Союзом. За годы независимости многое изменилось, но экономические связи и производственные цепи остались могучими. По мнению исполнительного директора Института экономических стратегий Центральной Азии Айтолкын Курмановой, таможенная интеграционная инициатива может привести к замиранию технологического процесса трех стран. Связано это с тем, что торговля промежуточными товарами будет замкнута между членами объединения.
Что же, все-таки, такое Таможенный Союз? В Казахстане очень мало однозначных мнений по этому поводу. Все больше какие-то слухи, домыслы...
Большинство жителей Казахстана растеряны и не имеют четкого представления о том, что изменится в их жизни с образованием Таможенного Союза. Есть серьезный информационный дефицит: как нет достоверной и полной информации в отношении применяемых тарифов, так и нет анализа совокупных потерь и приобретений, а также по каждой товарной позиции. Информационной работы нет, а так все сводится к довольно простому аргументу - для Казахстана открывается многомиллионный рынок (но в случае ВТО перед ним откроется многомиллиардный рынок!). Конечно, это затрудняет планирование для тех же предпринимателей и способствует появлению противоречивых мнений.
Но ведь это колоссальная в смысле территории экономическая структура. Чем она все-таки примечательна?
В целом и общем можно увидеть политэкономические выгоды - более четкая ориентация на Россию после инвестиционного бума от Китая. Инвестиции от Китая получены, но рынок для него может быть отчасти закрыт. Казахстан долгое время был либеральным во внешнеторговых отношениях, и сейчас желание диверсифицировать и обеспечить какой-то рост обрабатывающей промышленности, а для местных бизнесменов и производителей хоть как-то расширить инвестиционные и рыночные ниши, может привести к торговому протекционизму. Этот протекционизм, скорее, должен и будет распространяться на дальнее зарубежье, откуда идет обоснованный транспортными издержками дорогой импорт, и на Китай, часть товарного импорта которого можно конечно, с легкостью заменить отечественным производством. Россию казахстанское правительство почему-то не считает за большого конкурента, а, напротив, видит большой рынок сбыта (в основном для сельхозпродукции и горнорудного сектора, в сырье которого нуждаются обрабатывающие комбинаты России и Беларуси). Конечно, такая позиция может быть преждевременно оптимистичной, потому что многие сегменты российской промышленности успешно работают по вектору импортозамещения. А вообще именно с Россией у нас самый большой дефицит торговли - она поставляет нам треть всего нашего импорта, а покупает всего 8% экспорта. Китай, например, поставляет 14% импорта и покупает чуть менее 14% нашего экспорта. Но все дело в товарной структуре внешней торговли. И если Китай вряд ли когда-нибудь заинтересуется чем-то иным made in Kazakhstan, чем нефть и металлы, то Россия может стать хорошим покупателем, например, на мясо, на что Россия часто вводила защитные меры. Кроме того, ожидается, что иностранные инвесторы охотнее пойдут в казахстанский обрабатывающий сектор и на создание совместных предприятий у нас в надежде на льготный выход на российский рынок.
Помимо всего прочего, такой поворот во внешней торговли за счет повышения пошлин даст, вероятно, хороший рост импортным поступлениям, которые из-за кризиса серьезно упали и стали причиной снижения налоговых поступлений в бюджет, да и вообще краеугольной проблемой. В этом аспекте Таможенный Союз представит свое решение.
Но при этом Таможенный Союз - это крупнейшее с 90-х годов прошлого века экономическое образование со многими принципами, характерными для СССР?
Да, именно так. Эффект от Таможенного союза можно будет сравнить с тем, как если бы Советский Союз восстал из пепла. Конечно, за те 20 лет, которые прошли, многое изменилось, но многие экономические связи и производственные цепи остались могучими и именно их восстановление, как ожидается, даст положительный эффект. Но с другой стороны, Советский союз жил за счет самоизоляции от глобальных рынков и именно это намереваются возродить создатели Таможенного союза. Мировой опыт свидетельствуют, что члены такого объединения рискуют в конечном итоге просто торговать между собой по завышенным ценам, используя свой союз, так как вне его они бы так дорого продать не смогли бы. Зарубежные эксперты указывают также, что технологический процесс тоже может замереть, так как торговля промежуточными товарами будет тоже замкнута между членами объединения. То же самое было в Советском союзе.
Кроме того, мне кажется, несмотря на открытие этого пресловутого рынка и другие выгоды, для активного восстановления обрабатывающего производства в Казахстане еще многое не создано. Есть другие причины, которые таможенным союзом не снимаются. Это ослабленная мотивация из-за высокой сырьевой ренты, завышенная стоимость труда, недостаток кадров и знаний.
Способны ли казахстанские госуправленцы справиться с валом поправок, изменений в законодательстве, приграничным интеграционным хаосом?
С одной стороны, качество госуправления в Казахстане не дает надеяться на то, что все процедуры гармонизации пройдут гладко. С другой - отменить старое намного легче, чем внедрить новое. Так что если российско-казахстанские пограничные посты будут отдыхать от излишних барьеров в торговле, то границы с Китаем, скорее, будут долгое время блокированы нововведениями. Как обычно бывает, практика может преподнести неожиданные примеры. Поэтому это может затруднить процесс.
Предприниматели - противники вступления Казахстана в Таможенный союз говорят о двух прямо противоположных минусах единого таможенного пространства - что в Казахстане начнется рост цен в результате образования внешних барьеров; и что в Казахстане в результате ужесточения конкуренции начнется падение цен.
Правительство официально ждет увеличения инфляции, которая в этом году под воздействием кризиса сумела снизить темпы. Многие потребительские товары могут подешеветь, которые в основном импортируются из России - их на самом деле масса от консервов и колбасы до чая, но могут и остаться неизменными. Пока этого никто не гарантирует. Но некоторые - повысятся в цене, даже те, которые мы не импортируем. Будет выгоднее экспортировать зерно, мясо или молоко в Россию по завышенным ценам и это может поднять цены на местном рынке. Из-за инфляционных ожиданий может появиться спекулятивный рост цен, но и в целом макроэкономика из-за роста цен на нефть говорит в пользу повышения инфляции. Цены на услуги, будучи нетранспортабельными, останутся почти не затронутыми, но может оказать эффект подорожание оборудования и машин. Что касается ожиданий снижения цен из-за роста конкуренции, то мне кажется, это несколько преждевременно.
На днях в Алма-Ате прошел форум по региональной экономической интеграции в Центральной Азии. Как вы считаете, оправдана ли обеспокоенность наших соседей новым таможенным режимом, который будет действовать с января 2010 года? И вообще, как, на ваш взгляд, изменится экономический ландшафт в Центральной Азии с образованием Таможенного Союза?
Разумеется, для наших центральноазиатских соседей повышениеошлин станет серьезным, ведь они рассматривают Казахстан как очень привлекательный рынок сбыта. Пострадает Киргизия - член ВТО, через территорию которого проходит транзитный импорт в Казахстан (кстати, именно членство в ВТО, мне кажется, дает положительные шансы экономического роста этой стране, например, сравнительно с Таджикистаном. Членство в ВТО не помешало киргизским швеям начать экспорт в страны СНГ, а соседство с Китаем наладило посредническую торговлю и сектор услуг). Пострадает Узбекистан, который, впрочем, сам является мастером торгового протекционизма в регионе и несильно верит в таможенный союз в рамках СНГ. Хотя с другой стороны здесь есть возможности реэкспорта, в том числе нелегального, в Россию через Казахстан, что может повлечь коррупцию на таможенных постах. Мне кажется, общие потери не на кризисном уровне, так как эти страны также кормят внешние рынки дальнего зарубежья. Но это удар по интеграционным планам в регионе, хотя они и все равно находились в зачаточном состоянии. В этой связи рекомендации упомянутого Форума выглядят очень многообещающе и разумно. Например, объединение усилий государств региона для защиты своих национальных интересов, создания "системы высокой взаимной дополняемости экономического потенциала региона". Конечно, в этой интеграции намного больше полезной однозначности, чем в Таможенном союзе: газовый альянс (централизованный координационный орган по добыче, экспорту и транспортировке природного газа в Европу и Азию) или совместное производство и переработка продуктов аграрного сектора или совместное использование водных ресурсов. Но это длинный путь, требующий невероятного терпения и дипломатии. Важно суметь достучаться до соседей через четкую аргументацию, тщательный анализ, подчеркивающий плюсы такого объединения, важно обеспечить взаимодоверие и компромисс, сведение личных интересов в один общий.
И что, тогда вероятны изменения в экономиках стран региона?
Я бы ожидала серьезных изменений только после того, как в регионе возникнет новая генерация политиков. До этого с традиционным долгожительством и преемственностью многовекторных установок и погоней за сиюминутными выгодами экономически взаимоотношения в Центральной Азии останутся примерно на том же уровне. Взаимные инвестиции остаются крайне низкими, торговый оборот несколько нарушится, политические трения будут обострены водноэнергетическим вопросом.
Каким именно Казахстан войдет в Таможенный Союз? Еще недавно экономика республики считалась сильной. Чего стоит ждать?
Очевидно, кризис ослабевает, но он сумел принести некоторые важные уроки для Казахстана. Это рост роли государства в экономике и новые стратегии (форсированный рывок и госпланирование), а либеральный подход уходит в прошлое. В структуре экономики все осталось как прежде и здесь сырьевой сектор остается сильным. Исходя из сиюминутных ожиданий. Сейчас важно протянуть до часа иск кашаганской нефти, когда приток нефтяных денег увеличится втрое. И поэтому серьезные реформы мы вряд ли увидим
REGNUM; 19.11.09