Граница дозволенного
Многолетняя проблема очередей на крупнейшем в Европе международном автомобильном пункте пропуска «Нехотеевка–Гоптовка» по сей день не теряет своей актуальности. Более того, по данным статистики, пассажиропоток на этом участке перехода границы увеличивается с каждым годом. Российская же и украинская стороны никак не могут определиться, в чем основная причина пробок, перекладывая вину друг на друга. Яблоком раздора стало несоответствие количества полос движения на КПП «Нехотеевка» и «Гоптовка»: белгородские пограничники и таможенники твердят, что заторы происходят из–за малого количества полос на Гоптовке. Харьковчане отмечают, что белгородцы все равно открывают максимум два–три терминала, на что те заявляют, что больше и не надо, ибо транспорту негде будет разместиться на украинской стороне. В итоге, заложниками ситуации оказываются граждане обоих государств, пересекающие границу.
— Одной из причин «пробок» на границе является несоответствие пропускной способности российских и украинских пунктов пропуска, — отмечает руководитель пресс–службы пограничного управления по Белгородской и Воронежской областям Оксана Голова. — При этом даже открытие всех десяти полос движения легкового автотранспорта на выезд из России в многостороннем пункте пропуска «Нехотеевка» не позволит полностью решить проблему, так как на украинском пункте пропуска «Гоптовка» полос всего восемь.
Несмотря на утверждение о том, что Украине пока незачем расширять пропускную способность своего КПП, представитель пресс–службы харьковского погранотряда все же упомянул, что причина недостатка полос еще и в финансовой стороне вопроса, разрешить который в период кризиса стало практически невозможно.
С другой стороны, вечная проблема, которая обсуждается практически на каждой межгосударственной встрече, — зачем в Нехотеевке работать всем имеющимся полосам, если со стороны Украины транспорт все равно уткнется в тупик, создав так называемый эффект «бутылочного горлышка».
Все понимают, что проблему надо решать и как–будто делают что–то для этого, но воз и ныне там. Хотя, как заверяют белгородские пограничники, они уже приняли некоторые меры для ускорения процедуры проверки документов.
— По решению руководства Управления на период прогнозируемого увеличения пассажиропотока производится маневрирование сил и средств КПП: в выходные и праздничные дни состав смен увеличивается, — отметили в пресс–службе пограничного управления по Белгородской и Воронежской областям. — Совершенствуется профессионализм наших сотрудников: теперь некоторые из них могут оформлять документы одного человека менее чем за 20–30 секунд при нормативе до двух минут.
Как сообщил МЕДИАТРОНу источник в белгородской таможне, строительство нового таможенного терминала, который планировали торжественно открыть на КПП «Нехотеевка» в январе, заморожено на неопределенный срок. Даже к концу прошлого года в областном департаменте строительства еще не был утвержден соответствующий план. Судя по тому, что мероприятие было в полном объеме профинансировано, возведением объекта все же должны будут заняться, в противном случае напрашивается традиционный риторический вопрос: куда потрачены деньги?
По информации пресс–службы белгородской таможни, в прошлом году планировалось открыть несколько дополнительных терминалов для пограничного контроля – один в Нехотеевке, другой на Шебекинском пункте пропуска и еще на нескольких КПП.
— Между двумя нашими областями имеется письменное соглашение, суть которого — создание пунктов пропуска для жителей приграничных районов, — добавили в пресс–службе харьковского погранотряда.
Кроме того, стороны обсуждали вопросы по открытию дополнительного многостороннего пункта пропуска на белгородско–харьковском направлении. Возможно, вскоре дело сдвинется с мертвой точки.
На ближайшей встрече представители пограничной и таможенной служб, а также руководство Совбеза сопредельных государств должны прояснить еще один вопрос, касающийся пункта пропуска «Александровка», который недавно был закрыт по решению российской стороны. Через означенный пункт пропуска курсировал из Грайворона в Харьков и обратно рейсовый автобус.
Как пояснил руководитель пресс–службы харьковского погранотряда Димитрий Горкольцев, пункт пропуска решили закрыть, мотивируя это тем, что с российской стороны он не обустроен. А между тем, в харьковское пограничное управление поступает множество жалоб в связи с отменой рейса.
В погрануправлении по Белгородской и Воронежской областям отмечают, что гражданам, заинтересованным в менее проблематичном пересечении госграницы необходимо выступить с инициативой к Правительству региона о проведении строительства новых пунктов пропуска. Возможно, это ускорит решение проблемы. Пока же остается с пониманием относиться к тому, что в выходные и праздничные дни на границе «пробки» возникают всегда.
Справка:
На долю зоны ответственности пограничного Управления по Белгородской и Воронежской областям приходится 10% от общего числа пересекающих границу Российской Федерации лиц и транспортных средств, а по Центральному федеральному округу эта цифра достигает 20%. По информации данным пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям, за прошедший год в МАПП «Нехотеевка» пропущено около 3,5 миллиона человек (из них миллион иностранных граждан) и более миллиона транспортных средств (около 300 тысяч иностранных).
Медиатрон; 20.01.10