Техническое регулирование: маркировка знаком EAC
Стенограмма панельной сессии «Техническое регулирование в ЕАЭС» на Международном таможенном форуме.
Ковалев Юрий Михайлович, заместитель генерального директора ООО «Восход»:
Вопросы технического регулирования – это в частности, вопросы маркировки товаров знаком EAC. Это ввоз образцов для испытаний и это ввоз продукции, на которую по тем или иным причинам документы о соответствии оформлены с нарушением. На мой взгляд это очень важный вопрос. Я считаю, что техническое регулирование в той части, за которую отвечают таможенные органы – это то, что ограждает нас и наших детей от некачественных товаров, игрушек и т. д.
Печально констатировать, но факт в том, что не у всех наших бизнесменов самосознание находится на должном уровне. Порой вспоминаю Карла Маркса, который писал о том, что бизнес в погоне за прибылью в 100% готов на что угодно, а за 300% пойдет даже на виселицу. Возможно это чересчур, однако, есть основания полагать, что не вся продукция, которую ввозят наши импортеры, качественная и безопасная.
Тем не менее, есть некие перегибы со стороны таможни. Все помнят знаки EAC и как за ними охотились до тех пор, пока таможенные органы этим летом не вынесли два разъяснения о том, что не все случаи товаров без знака EAC нужно трактовать как административное правонарушение. Я, как модератор сессии, собрал вопросы от бизнеса. Буду задавать их нашим спикерам. Прошу отвечать сжато. В среднем на вопрос отведено по три минуты.
Первая тема – это маркировка со знаком EAC. Хочу обратиться к Виталию Юрьевичу Сурвилло. Можно долго перечислять его должности. Кто-то знает его как советника Президента «Деловой России», кто-то как помощника омбудсмена. Виталий Юрьевич, насколько я знаю вы 10 дней назад были на заседании подкомиссии, которая занимается планом трансформации делового климата. Там определенный план мероприятий готовится по техническому регулированию, по маркировке товаров. Можете что-то об этом рассказать?
Сурвилло Виталий Юрьевич:
Я могу сказать о том, что на самом деле это было заседание у министра по экономическому развитию по такому большому плану, который называется - трансформация делового климата, который включает все наиболее чувствительные отрасли народного хозяйства, в том числе и таможни. Единственное, что, не знаю к счастью или к несчастью, всем остальным направлениям разрешилось поднять одну проблему на летней сессии. В таможенной сфере разрешили поднять три проблемы.
Самая первая проблема как раз связана с техническим регулированием и ролью Федеральной таможенной службы в обеспечении соблюдения норм технического регулирования при перемещении товаров через границу. Было принято решение о том, что все-таки этот вопрос остается в повестке дня ТДК. Так сокращают программу трансформации делового климата. Правда, просят при этом предоставить наиболее распространенные кейсы о том, что происходит, назовем это, в отношении обид импортеров по вопросам технического регулирования и маркировки. Представитель ФТС России, который присутствовал, признал, что существует наличие таких вопросов. По его мнению, эти проблемы несистемного порядка. Тем не менее, договорились о том, что еще состоится отдельное совещание между бизнесом и ФТС России на тему того, в какой формулировке включить пункт о решении проблемы проверки соответствия технического регулирования при декларировании в этот план. Бизнес должен представить свое видение этой проблемы. Мы подготовили эту бумагу. После этого состоится встреча с ФТС России для обсуждения этих вопросов.
Ковалев Юрий Михайлович:
Спасибо, Виталий Юрьевич. Подскажите, у вас, как у помощника омбудсмена по EAC, после выхода писем ФТС России уменьшился поток обращений и жалоб? Или по-прежнему есть какие-то значимые кейсы, о которых Вы могли бы рассказать?
Сурвилло Виталий Юрьевич:
Мне бы не хотелось в этой аудитории начинать разбор кейсов. Понятно, что эти письма играют положительную роль. Они существенно облегчили для многих импортеров решение этого вопроса. У меня самого здесь есть два замечания.
Во-первых, я противник того, когда что-то решается в виде разъяснительных писем или в виде доброй воли, исходящей от сотрудников таможни. Мы их очень уважаем и рады, что они нас слышат. Хотелось бы все-таки видеть подобные письма в виде неких нормативно-правовых актов, которые в виде императива говорили бы о том, что можно делать, а что нельзя.
Второй вопрос, связанный с нормами технического регулирования и возникающими проблемами, упирается в две вещи. Первое – это действительно защита интересов потребителя и соответствие нормам технического регулирования. Здесь мне действительно странно, почему ФТС вместо порученной ей и возложенной на нее задачи идентифицировать имеющийся документ соответствия и данный товар и данного декларанта с этим документом вынуждена заниматься функциями, которые ей не свойственны. Это все равно, как если я попрошу определить на границе при декларировании сотрудников таможенной службы насколько томограф соответствует здоровью или не соответствует. Я предпочитаю, чтобы этим вопросом занимались специалисты. Сказать о том, что самый простой вариант - на границе поймать, а не потом их искать по пределам РФ, тоже немножко странно, потому что все-таки век таких технологий, когда все это можно отследить. Вообще, мне неприятно и неудобно как гражданину РФ признаваться в том, что мы беспомощны обеспечить контроль за соблюдением технических норм именно теми органами, на которые это возложено государством. Именно теми государственными контролирующими органами.
Второй аспект, который очень часто возникает при декларировании (а также в нормах технической регулировки и маркировки) – это вопрос, связанный с защитой национального производителя. Все мы понимаем, что национального производителя надо жалеть. Но вместе с тем все, кто присутствует здесь, являются не только национальными производителями, но и национальными потребителями. Если защита национальных производителей в конечном итоге упирается в то, что мы имеем продукт, который значительно дороже, чем мы могли бы его иметь в результате импорта, то это тоже очень несправедливо. Нужно соблюдать определенный баланс.
Были случаи, когда при декларировании таможня решала проверить цемент на соответствие с ГОСТом, экспертиза длится 28 дней. За этот срок цемент уже перестанет быть цементом. Либо тогда надо говорить, что цемент запрещено ввозить. Тогда мы будем ориентироваться на местного цементопроизводителя. В этом случае хотелось бы со стороны местного цементопроизводителя получить обоснованность цены, проверить насколько это будет выгодно другим жителям России. Когда мы искали щебень, а его не было в таком количестве, то в результате пришлось задерживать на границе импорт щебня для морского порта. Можно много приводить этих кейсов. Здесь нет абсолютных решений. Каждый раз, когда мы беседуем с таможенниками, мы понимаем их озабоченность. Мы понимаем задачи, которые им дают сверху. Я призываю к балансу интересов и к нормативному закреплению консенсуса по этому балансу.
Ковалев Юрий Михайлович:
Спасибо, Виталий Юрьевич. Представляю следующего участника нашей дискуссии. Это Андрунакиевич Александра Григорьевна, генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков. Мой вопрос в том, что думают ваши коллеги производители, кожевенники, обувщики, должны ли таможенные органы контролировать наличие знака EAC на ввозимую продукцию. Что вы нам скажете по этому поводу?
Андрунакиевич Александра Григорьевна:
Я представляю производителей кожи и обуви и хочу сказать, что конечно же, на наш взгляд, контроль должен осуществляться. Маркировка EAC ведь означает то, что товар соответствует техническим регламентам. Пожалуй, это единственная маркировка, которая контролирует соответствие качества безопасности.
Хочу вам назвать несколько цифр. Обувной рынок на 80% состоит из импорта, а 20% товаров мы производим в России. Слушая своего коллегу, у меня возникало двойственное ощущение относительно цены. В течение 20 лет средняя ввозная цена на обувь не превышает на одну пару 11 – 12 долларов. Вдумайтесь в эту цифру. За последние два – три года наметился тренд ввоза синтетического верха, синтетической обуви. Если вы заметили по потребительскому рынку, то стало очень много обуви резиновой. Она красивая, но она же вредная на самом деле. Ее можно носить только час или два.
Более того, 75% обуви завозится из Китая. Она разная. Бывает и хорошая (под европейскими марками). Качество большей части дешевой обуви по 5,5 долларов за пару требует сильного внимания. Мне кажется, что если знак EAC принят на всей таможенной территории, то функцию свою он должен выполнять. Что касается производителей, то мы этот знак наносим. Мы являемся не только производителем, но и импортером и экспортером. Мы много импортируем химических материалов, оборудования и т.д. Как законопослушные, мы придерживаемся этого решения и наносим маркировку EAC на коробку с обувью. Я думаю, что этот знак должен означать, что данная пара безопасна и она прошла все процедуры технического регулирования.
Сурвилло Виталий Юрьевич:
Я бы хотел дополнить. Я тоже поддерживаю соблюдение знака EAC, но мы говорим совершенно про разные вещи. Конечно этот знак необходимо проверять и необходимо, чтобы он присутствовал.
Ковалев Юрий Михайлович:
Как известно, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке политики и техническому регулированию в России является Министерство промышленности и торговли. Сегодня с нами Оксана Васильевна Мезинцева, которая является директором департамента государственной политики в области технического регулирования этого министерства. Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу того, насколько обосновано участие ФТС России в процессах контроля соблюдения технического регулирования. Нет ли у Вас ощущения, что это скорее другие органы должны проверять непосредственно перед продажей товара? Или вы считаете, что нынешняя практика оптимальна?
Мезинцева Оксана Васильевна:
Предыдущие выступающие уже действительно обозначили ту проблему, которая у нас есть. Да, это проблема, которая, к сожалению у нас сейчас сложилась, является значительной долей небезопасной, а в отдельном случае и контрафактной продукции на нашем российском рынке. Когда мы с вами говорим о технических регламентах (нормы, которые там установлены), то это в первую очередь вопросы безопасности. То есть каждый технический регламент устанавливает определенное требование. Это могут быть требования по сертификации продукции, которая должна быть подкреплена необходимыми испытаниями.
С другой стороны вопрос декларирования. Это обязательно вопросы маркировки. То есть это регуляторика, которая обязательно должна соблюдаться. В то же время, это обеспечение контроля за продукцией, которая обращается на нашем рынке со стороны контрольных органов. Это могут быть органы, которые непосредственно отвечают за контроль продукции (как Росстандарт, который здесь присутствует). Это контроль за деятельностью органов по сертификации, это ежедневная кропотливая работа, которую совершают коллеги из Федеральной службы по аккредитации. И на наш взгляд, что немаловажно, это контроль за той продукцией, которая к нам поставляется на границе. Но я хочу, чтобы все сразу понимали, что когда я говорю «контроль», то это просто проверка соблюдения тех требований, которые сейчас у нас установлены.
То есть, если технический регламент требует, что должен быть сертификат, значит при пересечении границы продукция, которая поставляется, партия (в зависимости от заложенных требований) должна иметь сертификат. Обязательное наличие маркировки. Плюс, насколько я знаю, ФТС России очень плотно работает с коллегами из Росаккредитации через информационные ресурсы. Это значит, что эту информацию можно получать в оперативном режиме.
Опять же, если в отдельных случаях у коллег есть вопрос по отдельным партиям (подлежит или нет продукция сертификации и декларированию), то у нас с коллегами из таможенной службы налажено плотное взаимодействие и мы всегда можем предоставить соответствующую информацию коллегам. На наш взгляд, то взаимодействие, которое есть сейчас между федеральными органами исполнительной власти, это тот инструмент, когда каждый в пределах установленных им полномочий осуществляет свои функции. Только совместными усилиями, выработкой совместных решений можно постепенно наводить порядок на российском рынке в сфере технического регулирования.
Ковалев Юрий Михайлович:
Спасибо. Чуть-чуть прокомментирую. Вы сказали, что подлежит сертификации. Можете сказать, кто по Вашему мнению, является тем органом, который может идентифицировать товар, попадает он под техрегламент или нет. Белстандарт имеет право давать такие разъяснения, относить товар к области действия регламента либо вне этой области. Кто, на ваш взгляд, мог бы проводить эту работу в России?
Мезинцева Оксана Васильевна:
Дело в том, что у нас с вами есть требования, которые мы устанавливаем на наднациональном уровне. Это технический регламент Евразийского экономического союза. В то же время есть национальные требования. Например, цемент – это та продукция, которая включена в наш национальный перечень (перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию). Поэтому, если мы с вами говорим про тот федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на разъяснение по необходимости сертификации или декларирования продукции (если мы говорим про обязательные требования), то это в первую очередь будет Министерство промышленности и торговли. Если мы говорим про технический регламент Евразийского экономического союза, то здесь с одной стороны есть разработчики технического регламента (это различные федеральные органы исполнительной власти), то это, безусловно, будет Министерство промышленности и торговли, как орган, отвечающий за техническое регулирование. Однако на наш взгляд, все-таки официальную позицию должна предоставлять Евразийская экономическая комиссия. Сейчас мы с коллегами из Минэкономразвития, с коллегами из Евразийской комиссии ведем работу по наделению Комиссии соответствующими полномочиями.
Ковалев Юрий Михайлович:
Спасибо. Надеемся, что работа окажется успешной. Если есть вопрос по теме маркировки товара знаком EAC, то есть возможность его задать.
Дмитрий, таможенный представитель ATB, Санкт-Петербург:
У меня вопрос по двум техрегламентам: низковольтного оборудования и электромагнитной совместимости. К ним есть утвержденный перечень, где товары попадают только под сертификацию. Соответственно вопрос. Если на товаре есть маркировка EAC, но при оформлении не была предоставлена декларация о соответствии, то что делать в этом случае?
Мезинцева Оксана Васильевна:
Если технические регламенты требуют наличия декларации или сертификата, то это означает, что декларация/сертификат должна быть зарегистрирована на сайте национального органа по аккредитации. Если декларации нет, то де-факто это означает, что продукция при ее поставке на рынок не отвечает тем требованиям, которые требует технический регламент. В этом случае возникает вопрос, каким образом данная продукция планировалась к выпуску на рынок, каким образом наносится знак. Также резонный вопрос будет у коллег со стороны ФТС России, если на сайте Росаккредитации не представлена декларация, каким образом при пересечении границы эту продукцию выпускать на рынок.
Дмитрий:
По большей части я адресовал этот вопрос ФТС России. Например, Рязанов в июле 2017 говорил, что при ввозе предоставление декларации о соответствии не требуется. По факту она имеется. Графу № 44 не забиваем. Срабатывает досмотр, идем на досмотр и видим на товаре знак EAC. Декларация в бумажном виде есть, показываем. Возникает ли у таможенного органа требование о предоставлении этой декларации или нет?
Сергей Владимирович (представитель ФТС России):
Если товар не включен в перечень, то основания для предоставления документа нет. Таможенные органы руководствуются исключительно теми документами, которые сегодня регламентируют необходимость получения соответствующих документов. Кроме того, вся информация интегрирована нами в специальные справочники для конкретного программного продукта, с помощью которого осуществляется таможенные операции. Если в рамках системы управления рисками выявили маркировку на этом товаре, то она ни о чем не говорит. Основное требование, которое на сегодняшний день определяет порядок действия должностных лиц, это наличие перечня, в отношении которого требуются эти документы. Если код товара не указан, то таможенные органы не имеют права требовать от вас каких-либо документов.