Таможня отбирает полномочия у ГИБДД
Водители, трепещите: в России может появиться еще одно ведомство, которое помимо ГИБДД получит право останавливать и досматривать легковой и грузовой автотранспорт. Таможенники хотят самостоятельно устраивать проверки на дорогах, если у них возникнут подозрения, что та или иная машина перевозит контрабанду. Соответствующие предложения Федеральная таможенная служба (ФТС) уже направила в Минфин. Впрочем, их коллеги из Министерства внутренних дел покушения на собственную дорожную монополию пока не поняли, выразив категорический протест.
«Мы пытаемся внести изменения в 21?ю статью закона о таможенном регулировании, чтобы таможня имела возможность останавливать транспортные средства самостоятельно, конечно, имея при этом достаточные основания, — заявил начальник главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС Валерий Селезнев. — Эта функция находится в ведении МВД, но там нас не поддерживают. К сожалению...».
Как считает высокопоставленный таможенник, такая мера могла бы помочь ФТС оперативно выявлять, например, санкционные товары. Это весьма актуально, поскольку эмбарго на продукты из стран ЕС, США и пр. продлено на следующий год.
В обосновании своей позиции Валерий Селезнев привел следующую статистику. В первом полугодии 2016 года 35 мобильных групп выявили более 7 тыс. тонн запрещенных к ввозу продуктов при попытке перевезти их через границу. Хуже всего дела обстоят на российско-казахстанском рубеже протяженностью более 7,5 тыс. км. В приграничных с этим государством регионах много участков, не оборудованных контрольными техническими средствами. Кроме того, на трассах элементарно не хватает сотрудников ГИБДД, которых таможенники могут привлекать к своей оперативной работе.
«В системе МВД прошли сокращения, и сотрудников мало даже для выполнения непосредственных обязанностей, — подытожил представитель таможни. — Именно поэтому мы хотим получить новые полномочия по остановке и досмотру транспортных средств». В том числе вне зон таможенного контроля, то есть повсеместно.
Источник «МК» в Минфине рассказал, что таможенники сами себе готовы ограничить основания для проверок следующим перечнем: подозрения в контрабанде, ввоз подделок или контрафакта, нарушение таможенного и валютного законодательства. В случае положительного решения правительства служба готова это внедрить без дополнительных бюджетных ассигнований и расширения штатной численности, используя действующую оперативную и силовую составляющую.
В МВД категорически против такого подхода, так как подобные новеллы, с одной стороны, дублируют функционал МВД, а с другой — расширяют поляну для злоупотреблений.
— Мы знакомы с таможенными инициативами. Вообще, перед ФТС в этом году поставлена задача подготовить детальный план по снижению административной нагрузки в сфере внешнеэкономической деятельности. Видимо, таможенники поняли ее по-своему и решили, наоборот, больше закрутить гайки. Поэтому от нас одобрения в этом вопросе не будет.
Такой язвительный комментарий дали в пресс-центре МВД. Кстати, кроме полиции останавливать транспортные средства в рамках своих полномочий могут представители Ространснадзора. От них реакции пока нет.
Впрочем, есть ведомства, с которыми у таможенников полный контакт. В качестве примера Валерий Селезнев рассказал о взаимодействии с налоговиками. За пять месяцев 2016 года проведено 282 совместные проверк. Бюджет в этом году дополнительно получил 400 млн рублей.
«Интеграция деятельности двух служб необходима, для того чтобы мы знали реальную цену импортного товара, ввезенного в Россию, чтобы включить ее в нашу систему «АСК НДС», — пояснили «МК» в ФНС. — Это система контроля за возмещением НДС, в которой сразу видно по всей цепочке движения товара, кто и как формирует добавленную стоимость и платит ли налоги. В целом объединение налоговиков и таможенников не самоцель. Функции у нас разные. ФТС администрирует грузы, пересекающие границу, мы обеспечиваем контроль за уплатой налогов. Во всем мире среди стран, имеющих протяженные границы, нет успешного и эффективно действующего примера объединения налогового и таможенного ведомств. Последняя страна, которая пыталась это сделать, была Канада, но уже через три года вернулась к прежнему механизму».