Пошлины за шкуру неубитого медведя
Заседание комиссии Таможенного союза оказалось жарким и бесплодным. Первые вице-премьеры не смогли решить вопрос о разделе таможенных платежей. Москва предлагала разделить по справедливости: 86,5% – России, 5% – Белоруссии и 8,5% – Казахстану. Но Минск потребовал лишнего и братского дележа не вышло.
27 января для главной Евразийской триады должен был стать днем истины. Во-первых, должно было состояться заседание комиссии Таможенного союза под руководством первых вице-премьеров России, Белоруссии и Казахстана, во-вторых, ожидалось решение российско-белорусской энергетической проблемы.
Заниматься нефтью, а не войной
С энергетикой в итоге, похоже, разобрались. Первые вице-премьеры России и Белоруссии Игорь Сечин и Владимир Семашко провели переговоры, итогом которых стало подписание пакета документов относительно поставок нефти в Минск — новая методика тарифообразования, баланс поставок на 2010 год и совместное заявление о гарантиях бесперебойного транзита в Европу.
В результате сложных трехдневных переговоров Белоруссия фактически приняла условия, которые Россия выдвинула еще в конце прошлого года. То есть Минск будет получать беспошлинно 6,3 млн т нефти, несмотря на то что изначально просил 8 млн т. Остальная нефть будет облагаться 100%-ной пошлиной. Учитывая то, что последние три года Белоруссия получала российскую нефть с изрядным дисконтом (в 2009 году он составил 35,6%), это серьезная победа российской стороны.
Правда, России пришлось, разумеется, пойти на некоторые уступки. Как заявил Владимир Семашко, Минск рассчитывает уже к концу года увеличить объем беспошлинной нефти пропорционально фактическим темпам роста экономики страны на 1 октября 2010 года. Планируется, что ВВП Белоруссии должен в 2010 году вырасти на 11—13%. При этом тариф на прокачку российской нефти по территории Белоруссии (а в 2010 году планируется транзит в 21,5 млн т) будет поднят на 11%. К октябрю же 2010 года Белоруссия сможет увеличить тариф.
Кроме того, как предупредил Владимир Семашко, Белоруссия намерена настаивать на отмене экспортных пошлин с 1 июля 2010 г. — то есть с того момента, когда вступит в силу единая таможенная территория в рамках Таможенного союза. А это значит, что Минск не сдался, а лишь отступил — если летом пошлины не будут отменены, осенью Белоруссия начнет поднимать тариф на транзит.
Минск требует добавки
Точно так же — сложно, со скрипом проходило и заседание комиссии Таможенного союза. И опять же главным тормозом переговоров была Белоруссия. Как сообщает ИА «Новости-Казахстан», комиссия заседала несколько часов. Камнем преткновения для первых вице-премьеров стал вопрос о зачислении средств от таможенных платежей на национальные счета.
Кремль, учитывая емкость российского рынка, рассчитывал на получение большей части поступлений от взимаемых пошлин. Как сообщило агентство со ссылкой на заместителя главы российского Минфина Сергея Шаталова, пошлины между бюджетами России, Белоруссии и Казахстана предлагалось распределять в пропорции 86,5%, 5% и 8,5% соответственно.
Дело в том, что, согласно заявлению российского Минэкономразвития, Москва экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются вывозные пошлины. При этом у Казахстана и Белоруссии экспортных пошлин практически нет. Однако Минску эта арифметика не показалась убедительной, и он добивается увеличения своей доли на 0,3%.
В итоге сторонам так и не удалось договориться и решение проблемы временно отложено. «В ближайшие две недели нам нужно проработать ряд вопросов, в том числе по объемам распределения денежных средств, полученных от таможенных пошлин. Белорусская сторона выдвинула ряд предложений, которые будут изучаться», — заявил по этому поводу российский первый вице-премьер Игорь Шувалов. В окончательном варианте механизм распределения таможенных платежей должен быть утвержден до 1 июля 2010 года.
Вообще же, по словам Игоря Шувалова, в рамках работы по формированию единого экономического пространства большая часть соглашений должна быть подписана и утверждена в 2010 году, а оставшаяся часть — в 2011-м. И таких соглашений должно быть подписано около 20. А вот идея создания в ближайшее время наднационального казначейства признана преждевременной. Эту идею на днях Игорь Шувалов озвучил на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным.
Как сообщил журналистам замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, комиссия Таможенного союза не поддержала идею создания такого казначейства. «Понятно, что с 1 июля это невозможно в принципе, а потом, когда мы будем идти к единому экономическому пространству, конечно, должны появиться наднациональные структуры», — цитирует чиновника РИА «Новости».
Таким образом, из первого после возникновения Таможенного союза заседания его комиссии очевидно, что это надгосударственное образование едва ли будет способствовать торговой интеграции экономик трех государств. Напротив, с того момента, как было принято решение о скорейшем создании Таможенного союза, бывшие братские республики только и делают, что делят шкуру неубитого медведя. А такие споры, как известно, плохо способствуют успешному экономическому сотрудничеству.
Республика; 29.01.10