Кому принадлежит 'окно' на границе?
Были погранпереходы частные, а станут чьими они станут?
На территории Приморское края 18 пунктов пропуска: 9 морских, 5 автомобильных, 3 железнодорожных и 1 воздушный. Решение об открытии пограничных пунктов пропуска на границе принимает правительство. Службу на этих пунктах несут государевы люди - пограничники и таможенники. А вот вся инфраструктура ( помещения, склады, осмотровые залы) пограничных переходов принадлежит частным лицам. Именно такое положение сложилось в Приморье.
Большинство пунктов пропуска были открыты в начале 1990-х годов, а их инфраструктура создавалась частными фирмами, поскольку в бюджетах не было достаточно средств на их содержание. Пограничники, таможня и санитарная служба арендуют эти помещения, а владельцы не хотят вкладывать миллионы на развитие пунктов, приносящих и так миллионные доходы . И это тормозит развитие международного сотрудничества.
Здания давно не ремонтировались, маленькие залы не приспособлены для таможенного и пограничного обслуживания увеличивающегося потока пассажиров. В ожидании оформления люди вынуждены по 3-7 часов ждать в автобусах. Большинство пунктов пропуска на границе с Китаем работают более 10 лет без необходимого обустройства и технического оборудования.
Государственные чиновники несколько раз за последнее время гневно заявляли, что это неправильно , грозились даже сократить число погранпереходов в Приморье. Пограничники время от времени, если так можно выразиться бастовали . Объявляли, что на том или ином погранпреходе нет необходимых условий , и временно приостанавливали свою работу. Так, в апреле 2002 года они прекращали оформление документов на станции Махалино, потом на морвокзале Владивостока.
Но сколько пограничники не били в колокола , сколько не устраивали пресс-конференций и забастовок все оставалось по-прежнему. Из чего можно сделать вывод, что такое положение устраивало людей, делающих бизнес на границе: отправляющих и принимающих грузы и туристов.
Два года назад тогдашний зам начальника ТОРУ Виктор Елютин уверял вашего корреспондента, что там, где не обустроены пункты пропуска, там прямой путь к нарушению законодательства . Проще говоря, больше контрабанды и незаконного пересечения границы и все это - труднее обнаружить. Но, судя по жалобам пограничников, практически все погранпереходы не обустроены надлежащим образом.
Как сообщили в прокуратуре Приморья по итогам проверок в 2004 году, в Дальневосточной оперативной таможне и её подразделениях на местах практически не велась оперативно-розыскная деятельность по пресечению и предупреждению контрабанды. Прокуратурой края было подготовлено представление, которое через Генеральную прокуратуру внесено в Федеральную таможенную службу, и она полностью согласилась с изложенными в представлении фактами.
Есть основания полагать, что при смене руководства Дальневосточного таможенного управления были учтены и многочисленные нарушения законов, выявленные прокуратурой края. Следователями прокуратуры в прошлом году направлено в суд 18 уголовных дел о контрабанде. Лишь по трём уголовным делам, где общий ущерб составил более 60 миллионов рублей, из 25 обвиняемых 20 являются сотрудниками таможен .
Сейчас в администрации Приморского края готовится решение о национализации , что бы перевести инфраструктуру всех 18 погранпереходов, цитирую: из частной собственности в краевую. Это позволит комплексно заниматься развитием не только помещений пунктов, но и прилегающей инфраструктуры, которая сегодня находится в плачевном состоянии .
Вот какие данные приводит вице-губернатор края Виктор Горчаков:
За 2004 год через Приморье перевезено более 46 млн. тонн, около 85 процентов общего грузопотока проходит через морские пункты пропуска. Но в портах не определены юридические лица, уполномоченные выполнять функции администрации и ответственные за обустройство и развитие пунктов . Это приводит к тому, что суда теряют время в ожидании оформления.
Основные грузовые и пассажирские потоки направляются в китайский город Суйфэньхэ через международный автомобильный пункт пропуска Пограничный . Этот пункт, введенный в эксплуатацию в 1994 году, давно устарел, его пропускная способность в несколько раз ниже необходимой. Остальные пункты пропуска в крае более 10 лет функционируют по временной схеме , без необходимого обустройства и технического оснащения. В международном железнодорожном сообщении 98 процентов грузов (более 6,2 млн. тонн) проходит через пункт пропуска Гродеково . Ежегодно грузопоток растет более чем на 10 процентов.
Через автомобильные пункты в 2004 году пропущено 1345 тыс. пассажиров (рост составляет около 20 процентов в год) и около 700 тысяч тонн грузов.
Горчаков тоже не удержался от критики в адрес таможенников. По его словам: Все предложения, выдвинутые краевой администрацией для улучшения ситуации, к примеру, на переходе Пограничный, не встретили понимания у балансосодержателя пропускного пункта - Гродековской таможни и ДВТУ .
В администрации края настаивают на том, чтобы перевести на круглосуточную работу семь дней в неделю два основных приморских окна . Это погранпереходы автомобильного пункта пропуска Пограничный и морского пункта Владивосток . Но кто будет вкладывать деньги в развитие этих пунктов и из дооборудование ? Как будут отбирать (выкупать?) у собственников здания и оборудование, и кто будет новым управляющим инфраструктурой пока не очень ясно. Может ли субъект федерации взять на себя заботу об обустройстве погранпереходов? Как сообщили вашему корреспонденту, планируется учредить новое юридическое лицо, но уже с участием краевой администрации . Что ж, тогда это больше похоже не на национализацию, а просто на передел собственности. Хорошо, если новый собственник окажется более эффективным в управлении .
Русский курьер 03.02.05