Хотите быстрее – сообщайте заранее
Около трех недель остается до введения обязательного предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта. Данная технология вводится с 17 июня 2012 года в соответствии с положениями решения Комиссии таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 899.
Необходимо уточнить, что начало применения данной технологии было положено в 2010 году после подписания Соглашения между Правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан «О предоставлении и об обмене предварительной информацией о товарах, транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» от 21 мая 2010 года. Являясь правом перевозчика, обязательного характера оно не имело. С 17 июня предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта, становится обязательным.
Целями нововведения является повышение пропускной способности российских пунктов пропуска, минимизация рисков нарушения таможенного законодательства и повышение эффективности таможенного контроля.
Данный механизм с 1 января в обязательном порядке введен и в Евросоюзе, что позволило значительно упростить и ускорить таможенные процедуры, связанные с пересечением границы грузовым автотранспортом.
В соответствии с данным нововведением уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители или иные заинтересованные лица представляют информацию в отношении ввозимых автомобильным транспортом товаров не менее чем за два часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Обязательное предварительное информирование не распространяется на ввоз следующих товаров:
- товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;
- товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
- товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц;
- товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- воинских грузов;
- ввозимых другими видами транспорта, кроме автомобильного.
Применительно к Сочинской таможне, нововведение затронет таможенный пост МАПП Адлер - единственный автомобильный пункта пропуска на границе России и Республики Абхазия. На МАПП Адлер эксплуатируется автоматизированная система таможенного оформления и таможенного контроля, которая позволяет принимать и использовать предварительную информацию.
Представление предварительной информации осуществляется в электронном виде с помощью информационной системы или web-порталов таможенных органов.
Эта информация может подаваться через сайт Федеральной таможенной службы (http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx), где приведен пошаговый алгоритм работы с порталом «Электронное представление сведений» ФТС России. Данный портал можно считать самым доступным способом представления предварительной информации, требуется лишь доступ к сети «Интернет».
При отсутствии ошибок в представленной предварительной информации заинтересованному лицу присваивается уникальный идентификационный номер перевозки, который различен для каждой товарной партии.
Предварительная информация хранится в базе данных не менее 30 суток с даты присвоения номера, а в случае если фактического ввоза товаров и транспортных средств в пределах этого срока не произошло, то данная информация аннулируется.
Объем предоставления предварительных сведений зависит от выбираемой таможенной процедуры. В случае помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита представленная предварительная информация при отсутствии расхождения используется в качестве электронной копии транзитной декларации.
При прибытии товаров в пункт пропуска таможенники сопоставляют предварительную информацию со сведениями, содержащихся в транспортных и иных документах. При отсутствии расхождений процесс оформления будет занимать не более 15 минут.
В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов и сведений, содержащихся в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения влияют на применение дополнительного таможенного контроля в отношении представленных товаров.
При этом сохраняется возможность передачи предварительной информации на внешнем носителе, или введения ее в информационную систему таможенных органов после прибытия транспортного средства в пункт пропуска. В этом случае подача информации должна быть произведена в зависимости от предполагаемых в дальнейшем таможенных операций, в установленном объеме, в течение ближайших двух часов.
В регионе деятельности Сочинской таможни основные участники ВЭД, зная преимущества предварительного информирования, активно используют данную технологию с середины прошлого года, значительно экономя время, затраченное на пересечение таможенной границы. К примеру, с начала 2012 год на таможенном посту МАПП Адлер Сочинской таможни зарегистрировано около 2000 сообщений о прибытии при ввозе товаров автомобильным транспортом, из них более 94 % с использованием предварительной информации.
Пресс-служба ЮТУ