09.11.18

Экспорту не хватает стратегии

Нацпроекту напомнили о цифровизации и внешней политике

О необходимости пересмотра экспортной стратегии в условиях цифровизации говорили в ходе баркемпа Национальной технологической инициативы (НТИ) в Санкт-Петербурге. Уже утвержденный «экспортный» нацпроект традиционно опирается на торгпредства и привычные поставки, создает краткосрочные преимущества для крупных экспортеров и не учитывает долгосрочные тренды, говорят эксперты. Альтернативой могут стать развитие цифровых торговых платформ, формирование внутренних рынков сквозных технологий, а также активная внешняя политика — заключение рамочных международных соглашений и продвижение экспорта услуг консорциумов МСП на плечах крупных игроков.

Нацпроект «Развитие международной кооперации и экспорта» предполагает рост объема несырьевого экспорта до $250 млрд в год и экспорта услуг до $100 млрд к 2024 году, напомнила представитель Минпромторга Оксана Ахматова. Помимо традиционных мер поддержки промышленного экспорта (субсидий, в том числе на снижение ставок по кредитам) в него заложены создание промзон за рубежом (пилотный проект уже реализуется в Египте) и корпоративная программа международной конкурентоспособности, включающая около 300 проектов крупных предприятий. Новый виток модернизации затронет и систему торгпредств — ранее этим уже занималось Минэкономики. «Им были поставлены KPI по наращиванию экспорта и привлечению иностранных инвесторов. Сейчас мы формируем понимание, как развивать их дальше. Надо, чтобы они стали нашими руками за рубежом»,— отметила госпожа Ахматова.

Впрочем, по мнению вице-президента ЦСР Владимира Княгинина, нацпроект просто продолжает прежнюю политику, не предлагая ничего нового. «Мы можем торгпредствам нарисовать еще какие-то точечки, но это же сервисный персонал»,— отметил он. Делать ставку на действующих экспортеров также малоперспективно: они потенциал уже раскрыли, приоритет должен быть отдан работе с регионами, считают в ЦСР. В Минпромторге с этим не согласны: «Важно не сбрасывать с корабля русскую классику и опираться на то, что сделано»,— заявила Оксана Ахматова.

По мнению же заместителя главы департамента координации информатизации Минкомсвязи Михаила Насибулина, ключевая проблема экспортеров — отсутствие прочного фундамента в стране. «Внутреннего рынка, в том числе высокотехнологичного, просто нет»,— отметил он. Если крупный бизнес и госкомпании и «свернут на путь цифрового развития», они просто не найдут необходимых продуктов, технологий и кадров. Поэтому приоритетом должно стать внутреннее развитие сквозных технологий как основных векторов формирования цифровой экономики. Каждая из них получит свою «дорожную карту», в 2019 году будут отобраны лидирующие исследовательские центры и компании. «Уже после мы будем обсуждать их выход на экспорт и совместные проекты с РЭЦ по их масштабированию»,— отметил господин Насибулин. Задачей регуляторов также должна стать синхронизация нацпрограмм, чтобы бизнес четко понимал, куда ему идти за поддержкой, считают в Минкомсвязи.

Несмотря на назревшие меры, включая устройство таможенных пунктов и устранение административных барьеров, нацпроект не отвечает на глобальные вызовы, полагает и спецпредставитель президента по цифровому развитию Дмитрий Песков. «Там нет стратегии, на каких рынках мы собираемся в долгосрочном периоде зарабатывать»,— подчеркнул он. Цель по объему экспорта будет подталкивать чиновников к применению внеэкономических мер и созданию кратковременных преимуществ для крупных игроков за счет точечных мер поддержки. «Политика становится стратегически слепой»,— сетует он. «Пять федеральных проектов носят инфраструктурный характер, там нет стратегии и рисков. При этом в рамках НТИ разрабатываются меры поддержки, направленные на поиск новых рынков и стратегические конкурентные преимущества компаний РФ. И обе политики существуют параллельно — необходимо искать точки соприкосновения, где меры НТИ могут системно опираться на инфраструктуру нацпроекта»,— говорит господин Песков.

Ошибкой, по его мнению, является и мышление в категориях странового экспорта и торгпредств. Современные цифровые платформы вроде китайской Alibaba позволяют экспортировать не сотням, а десяткам тысяч компаний и частных лиц. «Цифровая платформа, как спрут, дотягивается до любого российского региона. Опираясь на инфраструктурную модернизацию "Почты России", каждый человек мог бы получить возможности для экспорта на китайские рынки»,— поясняет он. Приоритетом должно стать и создание региональных экспортных стандартов и системы образования: «главный экспортный дефицит — дефицит предпринимателя и предпринимательского мышления».

Изменения глобальной конъюнктуры, «эпоха неопределенности» и «санкций всех против всех» также требуют пересмотра подходов к внешней политике. Особое внимание должно быть уделено заключению международных соглашений и использованию имеющихся (например, об экспорте вооружений или атомной энергетики) для продвижения малых и средних компаний—экспортеров услуг, объединенных в консорциумы, «на плечах гигантов», заключил спецпредставитель президента.

Коммерсантъ