Акцент на содействие торговле
В конце января руководитель Федеральной таможенной службы России Александр Жерихов провел масштабную пресс-конференцию, а также дал подробные интервью двум влиятельным изданиям - Российской газете и газете Ведомости . Анализируя выступления главы ФТС, можно выделить круг тем, которые сегодня представляются наиболее важными.
КОНТРОЛЕРОВ
НА ГРАНИЦЕ СТАНЕТ МЕНЬШЕ
О том, что количество государственных контролирующих служб на границе надо сократить, говорилось уже давно. Однако реально дело сдвинулось лишь после реорганизации правительства и начала административной реформы. Осенью минувшего года была создана совместная комиссия, в которую вошли представители заинтересованных ведомств, и в декабре 2004 года были представлены первые рекомендации по пересмотру схемы работы на границе.
Как отметил Александр Жерихов, в конце февраля Минэкономразвития РФ намерено внести в правительство документ, разработанный при участии ФТС и ФПС. Именно эти две службы должны остаться на границе и взять на себя основные функции семи нынешних контролеров. Глава Минэкономразвития Герман Греф назвал этот проект самым радикальным .
Однако для осуществления замысла нужно создать единую базу данных, реорганизовать пункты пропуска, изменить соответствующее законодательство. Ведь все контролирующие службы находятся на границе не по своему усмотрению, а на основании тех или иных законов или ведомственных нормативных актов. Если правительство согласится с нашими предложениями, то можно будет провести эксперимент на ряде таможенных постов, а затем внедрить полученные результаты в широкую практику , - считает руководитель ФТС.
По его словам, цель предлагаемых изменений в том, чтобы увеличить скорость прохождения грузов через границу. Это принцип одной остановки. То есть остановил машину с товаром один раз - и сразу проверил по всем показателям. Такая практика существует во многих государствах. Мы хотим сделать так, чтобы на пограничных пунктах пропуска усилия были сосредоточены на защите безопасности в широком смысле слова, усилен контроль за провозом наркотиков, оружия, боеприпасов, запрещенных в РФ товаров, а все таможенное оформление надо сосредоточить во внутренних таможенных органах, ближе к потребителю, там, где удобно импортеру. Вот это смысл нашего подхода к работе на границе ,-подчеркнул Александр Жерихов.
ЧТО НУЖНО ОГРАНИЧИВАТЬ
По мнению руководителя ФТС, всемерное содействие развитию внешней торговли со стороны таможни предусматривает целый комплекс мер разного характера и выражается в разных формах. Например, до недавнего времени было много нареканий по поводу ограничений мест декларирования отдельных товаров. Сейчас проводится линия на последовательную отмену таких барьеров.
Недавно приказом Минэкономразвития сняты ограничения по местам декларирования для цветов, рыбы, овощей и товаров, которые перемещаются по железной дороге из Юго-Восточной Азии. Остаются всего три позиции - электроника и бытовая техника, дорогие автомобили и мясо. Мясо квотируется, и отменять ограничения по этому товару не планируется. Постоянно возникают проблемы с безопасностью для потребителей - то вирус выявят, то ящур. На каждом терминале, где оформляется мясо, должна быть холодильная камера, присутствовать ветеринар. А на каждый пост ветеринара не поставишь. Что касается бытовой техники и автомобилей, то ограничения будут сняты в этом году - возможно, даже до конца первого полугодия , - отметил Александр Жерихов.
По его словам, таможенная служба делает все возможное, чтобы бизнес сам определял логистические схемы и строил свои планы без всяких административных вмешательств. В то же время он сказал, что в некоторых сферах ограничения вполне оправданы. Строго регламентировано, например, оформление драгоценных металлов и камней. Есть постановление правительства, которое определяет места таможенного оформления. Мы не можем такие специфические товары оформлять в любом таможенном органе. Для этого требуются специальные знания, и не только таможенные -там присутствуют специалисты из Пробирной палаты, Гохрана .
ПРАКТИКА УПРОЩЕННЫХ ПРОЦЕДУР
Проблема упрощения таможенных процедур существует столько, сколько существует таможня. Несколько лет назад эту проблему пытались решить с помощью так называемых белых списков импортеров. Однако идея не изжила себя. После вступления в силу нового Таможенного кодекса появились и новые возможности решить старую проблему.
Например, в кодексе есть статья 68. Смысл ее как раз в том, чтобы упростить таможенные процедуры для участников внешнеэкономической деятельности. Если предприниматель законопослушный, давно работает и регулярно перемещает товары, то он может использовать предварительное, неполное, периодическое декларирование. У него есть возможность помещать товары на собственный склад, расположенный в месте производства, а не на СВХ. Это серьезная экономия на издержках , -отметил Александр Жерихов.
По его словам, проблемы с применением 58-й статьи возникли из-за издержек административной реформы. Более чем на полгода действие этой статьи было приостановлено. Конечно, это вызвало недовольство со стороны бизнеса. Однако вскоре норма вновь станет действующей: подписан соответствующий приказ Минэкономразвития.
РИСКИ ВЫЯВИТ ЭЛЕКТРОНИКА
По мнению руководителя ФТС, различные ограничения и дифференцированный подход к участникам рынка возникли не на пустом месте. Масштабы недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости по-прежнему очень велики. Однако справиться с этими проблемами традиционными методами тотального контроля не удается. Поэтому таможенная служба сделала ставку на внедрение системы управления рисками и электронное декларирование.
Эксперимент по внедрению электронного декларирования был начат в октябре 2002 года, и российская таможенная служба стала шестой в мире, которая использует электронную цифровую подпись (ЭЦП).
Этот год должен стать переломным. Мы планируем запустить электронное декларирование на 56 постах по всей России, а в 2006 году -не менее чем на 100 постах , - подчеркнул Александр Жерихов. По его словам, таможенная служба приняла на себя очень серьезные обязательства, но иного пути нет. Без современных информационных технологий у таможни нет будущего , - сказал он.
Глава ФТС констатировал, что, что сейчас электронным декларированием пользуются около сотни крупных фирм, в основном, иностранных. Однако Александр Жерихов рассчитывает, что и российские компании начнут активнее использовать новые возможности.
Переход на электронную форму декларирования требует определенных затрат на первом этапе: нужно подготовить специалистов, установить оборудование, купить программные продукты. Однако эти затраты окупаются возможностью предоставить в таможенные органы электронную декларацию, которая будет очень быстро обработана в режиме реального времени. Кроме того, электронное декларирование резко сужает возможности злоупотреблений, потому что исключены личные контакты таможенника и участника ВЭД. Как только электронное декларирование станет массовым, уровень коррупции на таможне предельно сократится , -считает Александр Жерихов.
ПЛАНЫ И РЕАЛИИ
Руководитель ФТС напомнил, что вскоре в России будет введена система так называемого бюджетирования государственных ведомств по результатам. Сейчас правительство готовит соответствующую программу. В рамках этой программы таможенная служба разрабатывает стандарты своей деятельности, административные регламенты. Речь идет о том, чтобы по возможности формализовать таможенные процедуры, установить пределы полномочий всех должностных лиц, сроки рассмотрения заявлений и принятия решений, а также выстроить систему интегрированных показателей, которые характеризуют качество работы. Среди наших, чисто профессиональных показателей есть, кстати, и такие: выведение товаров из тени , сокращение недостоверного декларирования. Ориентация на эти и многие другие внутренние стандарты поможет таможне лучше планировать свое развитие , -отметил Александр Жерихов.
Впрочем, выполнение всех намеченных планов во многом зависит от того, удастся ли повысить социальную защищенность таможенников. По словам главы ФТС, в 2004 году таможенная служба потеряла 6 тысяч профессионалов, которые уволились только по причине низкой зарплаты. Мы не должны получать меньше, чем другие чиновники, в том числе из правоохранительных органов. Если бы по уровню зарплаты мы вышли хотя бы на уровень других правоохранительных структур, то удалось бы сделать огромный шаг и в подборе кадров, и в стабильности, и в борьбе с коррупцией , -подчеркнул Александр Жерихов. По его словам, для решения назревших проблем таможенной службе нужно 2-3 миллиарда рублей. Но решение о выделении этой суммы нужно принимать оперативно. Человек, который имеет дело с миллиардными сделками и управляет сложнейшими информационными процессами в интересах государства, должен быть социально защищен.
"Виртуальная таможня" по материалам журнала "ТАМОЖНЯ"