Письмо ФТС РФ № 01-11/51653 от 2011-10-26 00:00:00

О взыскании задолженности по уплате таможенных платежей

В целях единообразного применения таможенными органами положений Федерального "закона" от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку их уплаты за счет иного имущества плательщика ФТС России сообщает следующее.

1. По вопросу определения момента исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в случае взыскания таможенных платежей и пеней за счет иного имущества плательщика при перечислении должником денежных средств на счет подразделения Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП) в счет погашения задолженности.
"Статьей 117" Федерального закона определен момент исполнения обязанности плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов в зависимости от конкретных обстоятельств. "Пунктом 1 части 1 статьи 117" Федерального закона установлено, что обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер указанных в данной "статье" денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, в частности, с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке.
Норма, касающаяся исполнения обязанности плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачисления денежных средств на счета Федерального казначейства, применяется только в случаях взыскания таможенных платежей за счет товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, и залога имущества плательщика таможенных пошлин, налогов ("пункт 6 части 1 статьи 117" Федерального закона).
В случае перечисления должником денежных средств на счет подразделения ФССП в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей в ходе исполнительного производства при взыскании таможенных платежей за счет иного имущества плательщика обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно "части 2 статьи 151" Федерального закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. В данном случае по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, определенный "пунктом 1 части 1 статьи 117" Федерального закона.
В соответствии с "частью 7 статьи 151" Федерального закона в случаях, если сумма пеней, начисленная в соответствии с "частью 2 статьи 151" Федерального закона, не будет взыскана в полном объеме за счет иного имущества плательщика либо в судебном порядке, в отношении сумм неуплаченных пеней плательщику таможенных пошлин, налогов направляется требование об уплате таможенных платежей, а при неисполнении указанного требования в установленные сроки принимаются меры принудительного взыскания в порядке, предусмотренном "главой 18" Федерального закона.
2. По вопросу взыскания таможенных платежей за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика.
В соответствии с "частью 2 статьи 158" Федерального закона обращение взыскания на суммы авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей производится без принятия решения о бесспорном взыскании в течение 10 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей).
В случае наличия в таможенном органе сумм авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, достаточных для погашения имеющейся задолженности, взыскание таможенных платежей производится за счет указанных денежных средств. При отсутствии или недостаточности таких денежных средств для погашения задолженности в полном объеме таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банках в бесспорном порядке.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных средств ("часть 3 статьи 158" Федерального закона).
В случае образования неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей после истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) взыскание осуществляется в течение пяти календарных дней со дня их образования ("часть 2 статьи 158" Федерального закона).
Указанная норма не ограничивает право таможенных органов осуществлять взыскание за счет образовавшихся остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в случае, когда судебным приставом-исполнителем уже возбуждено исполнительное производство по постановлению таможенного органа о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет иного имущества плательщика.
Взыскание таможенных платежей представляет собой комплекс мер, принимаемых таможенными органами в установленные законодательством сроки, пропуск указанных сроков введения соответствующих процедур принудительного взыскания имеющейся задолженности может повлечь за собой утрату возможности взыскания недоимки и задолженности по пеням, процентам.
Нарушение сроков обращения взыскания на суммы авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, установленных "частью 2 статьи 158" Федерального закона, не препятствует таможенному органу применять иные меры принудительного взыскания, установленные "главой 18" Федерального закона, при условии соблюдения сроков, установленных "пунктом 1 части 5 статьи 150" Федерального закона.
В целях недопущения негативных последствий бездействия таможенных органов по принятию соответствующих мер принудительного взыскания таможенных платежей в установленные сроки необходимо осуществление постоянного контроля за соблюдением подчиненными таможенными органами сроков и порядка взыскания задолженности, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В.М.Малинин