О направлении информации
Во исполнение пункта 6.2 плана мероприятий на 2010 год, направленного на повышение законности в подчиненных таможенных органах и недопущение повторных аналогичных нарушений, утвержденного начальником Управления 05.02.2010, службой федеральных таможенных доходов Управления проведен анализ типичных ошибок и нарушений, допускаемых таможенными органами при контроле таможенной стоимости перемещаемых товаров, как в ходе их таможенного оформления, так и после выпуска для внутреннего потребления.
Проведенный анализ показал, что наиболее часто таможенными органами допускаются следующие нарушения:
1. Необоснованный отказ таможенного органа в принятии таможенной стоимости товара, определенной по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Данное нарушение выражается, в первую очередь, в отсутствии в таможенных документах формализованного в письменном виде и мотивированного обоснования непринятия метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами либо указании формальных обоснований его неприменения.
Так, например, в гр. 7 ДТС-2 указываются следующие причины, по которым метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки не может быть применен:
данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;
продажа товаров или их цена зависят от условий, влияние которых не может быть учтено;
стоимость товара ниже имеющейся в таможенном органе ценовой информации.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами и Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон) содержит исчерпывающий перечень условий, исключающих его применение, таможенный орган обязан доказать наличие таких условий.
Вместе с тем таможенные органы оформления в нарушение п. 14 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399 (далее - Положение о контроле таможенной стоимости), в обоснование принятого решения не указывают:
выявленные при таможенном оформлении товара несоответствия и противоречия в представленных декларантом документах, не указывают доказательства недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, которые послужили основанием для отказа в рассмотрении этих документов в качестве подтверждающих таможенную стоимость и, следовательно, принятия решения о невозможности использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, а также влияние каких именно условий не может быть учтено и в чем заключается такое влияние на стоимость сделки;
различие стоимости сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящейся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
Следует также учитывать, что в данных случаях необходима подробная аргументация невозможности определения таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
2. Определение таможенной стоимости с нарушением последовательности применения методов определения таможенной стоимости, а также отсутствие обоснования причин, в связи с которыми неприменимы все методы, предшествующие методу, по которому определена таможенная стоимость, начиная с метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, либо указываются формальные признаки неприменения методов.
Так, например, в графе 7 ДТС-2 указывается: отсутствие в таможенном органе необходимой ценовой информации для последовательного применения 2-5 методов определения таможенной стоимости. Ссылка на конкретные положения законодательных и (или) нормативных правовых актов, в соответствии с которыми применение методов ограничено, как правило, отсутствует, а также отсутствует документальное подтверждение данной информации.
3. Нарушение таможенным органом права декларанта доказать достоверность заявленной таможенной стоимости, что, как правило, является безусловным основанием признания решения о корректировке таможенной стоимости незаконным.
Данное нарушение проявляется:
в отсутствии подтверждения получения декларантом запроса таможенного органа о представлении дополнительных документов и сведений;
в отсутствии документально зафиксированного отказа декларанта представить дополнительные документы;
в направлении декларанту запроса о представлении дополнительных документов и сведений без учета обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки, без определения того, какие сведения, заявленные декларантом, вызывают сомнения таможенного органа и, следовательно, требуют уточнения или подтверждения.
4. Отказ в применении метода по стоимости сделки на основании несоответствия представленных декларантом документов, сопровождающих внешнеторговую сделку (контракта, спецификации к контракту, инвойса), со ссылкой на требования внутренних правовых актов таможенных органов, что не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5. Использование для обоснования решения о корректировке таможенной стоимости контрольных уровней из профилей риска, контрольных показателей эффективности деятельности РТУ по таможенной стоимости отдельных товаров, доводимых ФТС России и РТУ, при этом грубейшим нарушением является использование данной информации в качестве основы для принятия решения о таможенной стоимости.
6. Использование таможенными органами в качестве основы для определения таможенной стоимости ценовой информации из Интернет-сайтов, индексов таможенной стоимости из баз данных таможенных органов КПС "Мониторинг-Анализ" в качестве основы для определения таможенной стоимости.
Указанная ценовая информация может использоваться только для сравнительного анализа при контроле заявленной декларантом таможенной стоимости.
7. Наиболее часто таможенными органами допускаются следующие процедурные нарушения при принятии решения по таможенной стоимости:
после получения от декларанта дополнительных документов и сведений или обоснования причин, по которым документы и сведения не могут быть представлены, таможенный орган в течение установленного таможенным законодательством срока не принимает решение по таможенной стоимости;
установленный таможенными органами срок представления дополнительных документов явно недостаточен для их фактического представления;
после принятия таможенным органом решения с проставлением отметки "ТС подлежит корректировке" декларанту не направляется уведомление о принятом решении с изложением всех обстоятельств неправомерности использования избранного декларантом метода определения таможенной стоимости и (или) неправомерного определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости и предложением декларанту произвести перерасчет таможенной стоимости и (или) определить ее с использованием другого метода, а также не направляются соответствующие копии листов бланков форм ДТС и КТС;
отсутствуют сведения о проведении консультаций с декларантом по вопросу выбора метода определения таможенной стоимости или подтверждения факта отказа декларанта от консультаций.
На основании изложенного прошу усилить контроль за действиями уполномоченных должностных лиц при принятии решений по таможенной стоимости перемещаемых товаров, обеспечить принятие таких решений в строгом соответствии с требованиями действующего таможенного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, необходимо в срок до 20.06.2010 организовать проведение семинаров по проблемным вопросам контроля таможенной стоимости, возникающим при осуществлении таможенного и ведомственного контроля, с должностными лицами таможенных постов и таможни, уполномоченными в соответствии со своими должностными обязанностями осуществлять контроль заявленной декларантами таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, а также самостоятельно определять таможенную стоимость товаров в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Заместитель начальника Управления -
начальник службы федеральных
таможенных доходов
майор таможенной службы
П.А. Стрельников